Позиция Проекта в отношении конфессиональных догматов

1

____Не раз говорили, у Проекта нет планов строить теократию (как власть института жречества). Не "святые" книги и не их толкования (фетвы, талмуд, домострой и т.п.) мы ставим во главу и не собираемся "отбирать хлеб" у многочисленной армии современного жречества, а то ставим, что у человека никто не может отнять и чему он не может не верить – голосу Духа в своём сердце. Уверены, что Дух говорит одним языком у многих представителей разных религий. И даже у атеистов.

____А чтобы было понятно, как именно мы слышим Голос Сердца, мы постарались отразить его достаточно конкретно, чтобы ничего не было скрыто, вплоть до правил социальной, экономической и властной жизни общества. И призываем всех верующих проверить наше понимание вашим пониманием правоты.

____Терминология отражает этику, культуру дискуссии в многоконфессиональном обществе, каковым всегда являлась Россия. По сути – показатель уважения к собеседнику. Ведь не будете вы применять специализированные термины квантовой физики при разговоре с собеседником-гуманитарием? Примерно такой же, на наш взгляд, специализацией обладают слова "благодать", "Царствие Небесное", "Спаситель" и т.д. Имея конкретное наполнение в Православии, они непонятны большинству современного населения, а заниматься православным просветительством не входит в задачи данного Проекта. При этом мы вообще не касаемся богословских понятий "конца света", "второго пришествия", "мессии" (мошиах) и т.д.

____Ещё раз: мы не видим в этом своей задачи, признавая за каждым право иметь своё собственное мнение по этим вопросам. Задача Проекта – сохраняя традиционное мировоззрение, развить, наполнить его практическое содержание решениями, отвечающими на современные вызовы в социальной жизни.

 

____Цитата: «Априори, в многоконфессиональной среде возможно либо безбожное единство, либо многобожное, на манер языческих пантеонов. На первый план выходит гражданская принадлежность». Понятен мотив, но мы бы сказали так: в многонациональной среде следует стремиться к гражданскому единству, скреплённому общим для мировых религий стремлением сохранения нравственного здоровья и тем возможности воспроизводства/развития общества и человека. В социальном проекте таким подходом снимается противопоставление религий. Поэтому никаким ссылкам на религии в социальном проекте не место. Проект - не цель, но базис (видения/реализации практически осуществимой цели), который оптимизирует элементарное бытие и на котором должно уже развиваться идейное разнообразие. Понятно, при этом, что не может быть без-Божным, противо-Божным...

____При разработке Проекта важно ваше мировоззрение, включая религиозность. И нужно обеспечить, чтобы Проект им не противоречил и не был неприемлем, исходя из вашего понимания справедливости, нравственности, Божественного замысла и заповедей. Тем самым Проект не является пропагандой атеизма. Но закладывать в него тезис о предстоящем, например, «…о трансформации материи вселенной, как преображении, явленном Спасителем, в духовное состояние облагороженной и очищенной природы одухотворённого человека, просветившегося небесной благодатью и ею обожжённого» едва ли оправдано. Для верующего человека эти слова являются достаточным условием для более требовательного отношения к себе и соблюдения заветов; но атеисты сочтут подобное несерьёзной аргументацией… А мы в Проекте не разделяем людей по признаку веры. Вера – это личное, и чаще всего на поверхность не выносимое; и даже неосознаваемое, но присутствующее. Вот в этом смысле мы и говорим об ограничении содержания Проекта только необходимым для социального проекта, но необходимым во всех смыслах, в том числе и с религиозных позиций. А дальше никто не возбраняет проповедовать Слово Божие и тем привлекать сторонников. Но – потом, а не использовать с этой целью Проект. Проект должен просто защитить наше бытие от «нелюдей, сеющих раздор и беззаконие, разрушение и ложь», как бы "красными флажками", куда им вход запрещён.

2

____«Да, Проекту необходимо основание, метафизическое по своей природе. Без соответствующего «вероисповедания», без «идеального» – проект не построить. Отговориться тем, что мы «за все хорошее», против «всего дурного» не выйдет. Этика (как и принципы будущего политического устройства или ведения хозяйства) - это лишь средство приближения к идеалу, сама по себе им не является, а без чаемого идеала нет будущего.»

____«Ограничение человеческого произвола ради Духа» – это суть всех религий... Этот мотив важен в них, как основа подхода; хотя реализуется по-разному. И мы вслед религиям говорим о важности для современного общества и человека этой «Философии ограничений» ради Духа.  Являясь же в этом и в признании Творца вполне религиозными, не идём дальше – в сторону догматов и богословских понятий. Тем самым мы не входим в сугубую конкретику какой-то конфессии. Но имеем как раз общие смыслы, имеем поле, на котором не противоречим религиям.

____Также и в отношении, например, понятия «меры», которая суть оператор пропорциональности, соотношения частей целого; и применяется, как технический термин. В этом смысле мы говорим о том, что во всём нужна мера, уместность. Мера должна быть обоснована, исходя из критериев выживаемости общества (конкурентоспособность + жизнеспособность + духотворение). Это обоснование должно иметь и метафизический базис.  Также и в отношении других терминов.

____В силу социального проекта мы занимаем в вопросе религиозности не только апофатическую позицию как бы примирения со всеми, но имеем и активную проектную позицию, восходящую к метафизике настолько, чтобы не переходить в богословие. Проект имеет свои позитивные метафизические категории. И мы как раз призываем всех верующих проверять их на соответствие, не противоречие их вере.

____Мы заявляем о голосе сердца и о Творце, как об аксиомах присутствия; но не оперируем ими. А вот теми категориями оперируем, и то есть обсуждаем; и то есть они – предмет проекта. Это нахождение своего уровня метафизического анализа – и есть уважение к религии.

____Назовём эти конкретные категории, не заменяющие религии, но дающие нам инструмент проекта. Во-первых, это метафизическая триада «Истина-Красота-Добро», как проявление Духа в нашем мире, каналы восприятия/служения. И с этого уровня следуют Максимы.

____"Философия ограничения" - то, что должно быть осознано не как мешающее развитию, но наоборот. Об этом говорили и религии Востока, и наши подвижники. Применимо ли это для общества во всех его сферах? Движение от задач  Духа, возвышение в ограничении – странная экономическая максима, но именно реальная – когда во главу встаёт «Качество», встаёт «Коллективность развития», встаёт Субъектность». И вместе с ними – основные: Целостность-Равновесность-Цикличность. А они и есть Максимы Проекта – единые основы и в естественном мире, и в социальном. Они то и восходят к метафизике бытия…

____Туда, где решает уже не наука, не рациональность, но вера Человека, его религиозное естество…

Авторизация

Посетители