_41_ Выборка о налоговой системе _ (23.09.2014) _

____ 12 исходных пунктов ____

 

0. Установочные пункты в разговоре о налоговой системе:

а)  Нет одной единственно правильной налоговой системы. Они – контекстны природным условиям, ментальности, экономическим особенностям, вызовам конкретной страны. Но есть – правила. Нет универсально идеальных, но есть конкретно идеальные – для осознаваемых общесоциальных целей и для конкретной страны: территории и людей.

б)  Любой налог – это «дельта», закладываемая и изымаемая в том или ином месте экономического цикла. И стоит вопрос о социально-экономической эффективности местоприложения этой «дельты».

Налог – это первая осознанная социумом обобществляемая (на своих правилах) «дельта». Есть вторая (для осознания) – прибыль. И этот общий аспект находится в начале определения экономической системы в целом (то есть перед налоговой системой).

в)  Любой налог имеет экономическую стоимость сбора, сопровождения. Любой налог имеет издержки и в социальном плане (просто по факту вхождения в отношения).

И здесь есть важный принцип - "наглядности". Важна видимая связь источника финансирования и сферы финансирования; то есть откуда и на что направляется налоговый сбор.

г)  Налоги могут иметь разные функции (назначения, эффекты)... Но в ряду регулирующих, фискальных, мотивирующих и проч. упускается одна – главная, итоговая. Функция влияния на социальное развитие человека.  Вопрос – Что в конечном итоге воспитывают в человеке эти повседневные и непосредственные отношения? Какие ценности, установки формирует налоговая система в целом? Вносит раздражение и дисбаланс или ясность и порядок?  Какого формирует человека?

д) SS (summa summarum)

Налоговая система строится на подсознательном (и сознательном) представлении о том, что есть (какой есть) человек, что мы хотим от человека, каким мы хотим видеть человека… На представлении о его месте, роли, предназначении, взаимодействии в обществе.

 

1.    Мы привержены в отношении к системам, как к организму, к целому (холизм). И здесь надо понимать, что есть организм и есть ценоз (общность организмов). Так вот экономика – это ценоз. И «прибыль» возникает именно в ценозе – как развитие на внешнем и общем источнике, как элемент движения и составления равновесия в движении, как элемент приращения/отбора в общем метаболизме организмов в популяции. Отсюда начинался социал-дарвинизм, и такая «недалёкость» как всегда есть результат прямолинейности в утрате полноты/целостности. Отличие социального ценоза (общности) от природного – в человеке, в его творчестве/осознанности, в его ценностной предустановке и целеполагании. Низовая (природная) динамика – одна. А в человеке есть Человек. И для осознанности (духовности) есть действительные основания и в экономике – если как раз и понимать/помнить, что прибыль – ОБЩАЯ от природы. Не говоря уже и об иных основаниях…

 

2.    Экономика, как естественный процесс имеет свой круговорот. И это – важнейшее её свойство, качество, как предмета; которое задаёт всё понимание экономики. И показывает её простоту. (Когда естественно, то всё просто.)

      Экономический круговорот – это движение ресурсных потоков между основными (этапными, поворотными) узлами экономических процессов. Экономика заключается в изготовлении и сбыте продукции, что регулируется доходами потребителя. Экономика, как и всё, нуждается в возобновлении, обновлении, инвестициях, что обеспечивается обществом в виде квази-налога – «прибыли». Эта же «дельта» над себестоимостью обеспечивает верхний экономический узел инновационных разработок… Функциональный образ Экономического круговорота можно посмотреть в рисунке Э-4 на сайте Проекта «Устроение Державы». А кто ещё сомневается в функциональности (системности) прибыли, как феномена, посмотрите и рисунок Э-9. Проблема не в прибыли, а в управлении ею. На рисунке же Э-5 показана социальная трансформация экономического круговорота.

Метаболизм в общем случае – это обмен веществ. Также и в экономике. Метаболизм – это цикл, а не дихотомия, он не на «2», а на «3». Не «Доходы/Расходы», а «– Затраты – Доходы – Инвестиции –». Здесь, где рассматривается качество и воспроизводство, нельзя Инвестиции спрятать (обобщить) в Расходах... Прибыль (пассив целей) – это и есть Инвестиции (актив целей).  Сказанное – исходная диспозиция реального «экономического круговорота», а квинт-эссенция его – равномерность потоков между 3-мя узлами, обеспечиваемая системными механизмами управления. Такое пропорциональное функционирование – есть выражение гармонии и целостности в экономике.

      Между узлами экономического круговорота действуют макро-механизмы, которые и призваны обеспечить равномерное, управляемое движение ресурсов без заторов и провалов. Назовём три главных таких механизма: «Полнотоварная валюта», «Ремиссия прав собственности» и «Гармонизация доходов». Подробнее о них можно прочитать далее. Управление экономикой заключается в балансировании (уравновешивании) на всех уровнях и во всех секторах. И здесь сразу надо заметить, что «Баланс» – это душа экономики, это её главный инструмент во всех моментах…

 

3. В экономике с разделением труда и с расширенным производством так называемые «капитализм» и «социализм» отличаются в действительно главном – то есть действующем, а не прикрывающем – не разными формами собственности и наличием/отсутствием планирования, как кто-то представляет это. В классике и действии они отличаются способом аккумулирования средств для инвестирования: распределённым или централизованным. При этом есть механизмы с подстроечными параметрами, позволяющими делать движение средств в развитие или более распределённо-частным, или более централизованно-общим. Это достигается всего лишь управлением прибылью, варьированием соотношения прибыли и зарплаты при управлении уровнем и базой «государственного налогового адсорбирования» (см. Экономический раздел)…

      Эти «антагонистические» системы одного экономо-центрического корня отличаются вроде бы выбором в дихотомической альтернативе «или труд, или капитал»; но, как общества, они действительно могут и должны отличаться смыслом «ради чего?» и управлением. Они могут отличаться именно и только ценностями. Но не просто угнетением/низведением труда или капитала. Если так, то зачем же тогда эти «измы»? Для чего они, для кого?.. Нужны ведь «всего лишь» соответствующие общие ценности и направление средств в общее развитие. Так – на уровне идеологии; и так же и по действительным законам экономики (см. Экономический раздел).

 

4.    Есть исходные варианты выбора экономической системы. Всё остальное строится на выбранной базе. Налоги, бюджет, НИИС, система качества, страхование, … – это всё важно, конкретно, и всё – потом. Нет в экономике ничего другого, исходного…

      Любое хозяйствование – это обмен. И принципиальный вопрос (вопрос принципа) – как он организован? Принципы и механизмы его управления – это и есть принцип (тип) экономики. Вот постоянно помня об этом, и пойдём по алгоритму нашего выбора.

(1) Обмен – чрез-денежный или товарный (бартерный)?

     Если первое, идём дальше. Если второе – приехали, слазьте, ваша отдельная остановка и без дальнейших вариантов по организации общества (социума). В нетоварной, в неприбыльной экономике уходят многие либерально-монетарные проблемы, в том числе, например, проблема дефляции. Снижение цен в данном (административном) типе экономики – это не дефляция. Внешне одно, а в сути – разное. Нет предмета и проблемы дефляции, как действующего понятия, в той экономике. Но там уже другая проблема встаёт во весь рост – адмиинистраторность…

      А пошедшим далее по первому пути сразу 2 вопроса – о принципе денег (принципе эмиссии) и о принципе прибыли (управлении прибылью).

(2) Эмиссия:

___а – общегосударственная и под развитие производства и человека с товарно-денежным балансированием,

___б – частная…

(3) Прибыль (добавочная стоимость, дельта развития):

___а – является авансом общества, то есть имеет общественную природу и обязана идти в новое хозяйственное развитие,

___б – централизована и управляется только государством,

___в – полностью свободна у частника.

      Вот это и есть исходные варианты выбора. Просим – выбирайте. На раз-два-три.

 

5.  Самый мифилогизированный и шёконадувательский вопрос – устройство денежно-финансовой системы и налоговой системы. А это – просто технология и умение считать.

      Бюджет, деньги, производство – взаимосвязанные элементы. Вообще, экономика – иллюстрация «балансового контура», «балансовой площадки»: трогаешь одно – меняется другое. А деньги – это масштабирующее средство; то есть в пропорциях, распределениях может ничего не измениться, может произойти лишь уменьшение/увеличение всех чисел. А вот пертурбация приведения к новому равновесному масштабу и есть неприятность. (Инфляция – есть как раз масштабирование. Причём она есть эксплуатация общества в целом.) Главное – инфляции не будет, если будет производственный рост, рост предложения (производства) товаров по отношению установленной денежной массы (покупательной способности денег, отражённой в денежных единицах). Учтите, что экономические процессы инерционны и подвержены манипуляции.

     Природная рента изымает сверхдоход, связанный с особенностями добычи/возобновления ресурсов и регулирует стоимостную (ценовую) базу экономики. Куда идёт природная рента – это вопрос ценностно-прогностической базы бюджета.

      В вопросе природной ренты есть главный вопрос – о субъекте, о хозяине этой ренты, хозяине ресурсов и базы ценообразования. Так вот, хозяином этого является общество, в том числе, как «экономический субъект». Вообще любая рента, как долг, принадлежит обществу.

 

6. На самом верхнем уровне социально-экономического управления и регулирования можно увидеть следующую картину.

      Есть 3 вида (раздела) сборов (в соответствии с разделами деятельности):

- Налог с ресурсов («что имеешь»),

- Сбор с транзакций («что делаешь»),

- Налог с результата («что получил»).

Можно сделать некие комбинированные, но это всегда будут экономически спекулятивные налоги.

      Есть 3 способа финансирования обще-социальной сферы, соответствующих секторам хозяйственной деятельности (по особенностям отношений). Это:

- От страховых платежей (для сервисного сектора), что характерно для частных или межличностных отношений;

- От налогов в общепринятом подходе обложения полученного (для производств), что отвечает обществу в целом;

- От транзакционных операций, в т.ч. демередж (для финансового сектора), что отвечает государственному началу.

      И есть 3 способа (типа, механизма)  концентрации общественного продукта для распределения в ключевых сферах жизнедеятельности (функционирования общества в целом). 3 типа авансирования, обеспечения соответствующих общесистемных особенностей деятельности – это:

- Налог – для финансирования бюджетов разных уровней власти (государства); реализует упорядоченно-структурный (административный) подход и отвечает государственному стилю;

- Страховой платёж – для финансирования исправления отклонений установленного хода вещей, порядка деятельности, то есть для обеспечения соответствия (нормы) установленного бытия; реализует процессный подход в части сохранения и отвечает общественному стилю.

- Прибыль – для чрез-частного, чрез-личностного финансирования общего социально-экономического развития; реализует процессный подход в части развития и отвечает личностному стилю.

       И это – почти всё! Это не вся – схема регуляторов, схема установочных связей, отпечаток силовых линий от экономики в социальную сферу; есть ещё отношения и механизмы собственности, качества, распределения общего дохода. Но это вся – картина формирования тех «дельт» (установленных социальных нагрузок, выставленных обременений для собственно экономики), которые реализуют, отрабатывают общественную природу экономики. Не больше, и не меньше.

      При том, что есть проблема соответствия механизма и цели; то есть проблема правильного использования соответствующего механизма или правильного распределения/направления концентрируемых возможностей – именно в соответствии с природой конкретного механизма (типа авансирования, способа концентрации). Вот здесь то и начинается «научный произвол», «научная отсебятина»; как следствие отсутствия подъёма на верхний уровень целостности и сущностной классификации предметной области. Таковые наблюдаются, прежде всего, в отношении прибыли и страховых платежей. А основным дискурсом «высоконаучной абракадабры» здесь является политэкономия. Здравый то, практический ум всегда не воспринимал этого западного абстракционизма. Но сила идеологического давления лишь возрастала с уменьшением площади здравого смысла…

 

7.   Любое финансирование бюджета происходит через введение и изъятие в целостный экономический оборот некой «дельты» вместе с механизмами обслуживания. Естественно, это системный фактор, и он формирует определённые экономические отношения (вместе с другими системными механизмами, суть которых – принципиальное задавание отношений между стратами в обществе). Интересно здесь то, что 3 механизма финансирования бюджета корреспондируются с 3-мя экономическими субъектами, то есть более отвечают тому или иному. Страховое финансирование, очевидно, имеет и создаёт низовое, от человека, от частного субъекта начало. Транзакционное финансирование – централизованное, и конечно, отвечает государственному началу. А вот налоговое финансирование (в том числе рентное), как и возникло изначально в середине, корне социально-экономических процессов, оно имеет общую природу и отвечает срединному субъекту, обществу. В этом есть и возможность объединения плюсов разных систем финансирования бюджета.  Главное, что в них нет противоречия друг другу. Может возникнуть вопрос – а хорошо ли смешение? может лучше однообразно чистые отношения? Здесь телега не должна быть впереди лошади. Реальная система финансирования бюджета может и должна исходить из полноты и целостности структур и отношений в экономике, отвечая природе и эффективности, органичности каждой из них. То есть фактически мы говорим о первичности глубокого и адекватного понимания экономических процессов и их акторов – для формирования им наиболее простой/эффективной «социальной дельты». «Каждому – своё», производящему сектору – регулирующие налоги, сервисному сектору – страховые платежи, финансовому сектору – транзакционный сбор…

 

8.   Что есть налоги и для чего они? Зачем они?

      Это – механизм выделения части прибавочного продукта и централизации его для решения общих социальных задач. Сразу – мы говорим об экономических налогах, не о «санкционных», «регулирующих» и пр. (см. далее). Оптимальным является тот механизм, который даёт меньше издержек, наиболее прост и понятен в хозяйственной практике разных частей социума. Запоминаем это и идём дальше.

      Значит, в контур целостной экономики (в контур экономического круговорота) надо заложить «дельту» и забрать её, НЕ УГНЕТАЯ, социально-экономические процессы в КОНКРЕТНОМ обществе. Заложить и изъять «дельту» можно или у производства, или у человека. В связи с разными обстоятельствами (см. дальше). Справедливо, то есть социально эффективно, если это прямые и чёткие обстоятельства налогообложения. Такие обстоятельства (события), обычно, точно, однозначно идентифицируются, то есть нет сложной арифметики, отчётности и произвола.

      Итак, очевидно, что  прямыми налогами являются «дельты», закладываемые в доход или цену, и это есть, например, «подоходный налог» (у человека) и «налог на прибыль» (у производства). И здесь появляется политическое и социальное измерение. Соответствующие факторы – это управление социальными силами и перспективами: кому-чему помогать, кого-что придерживать; исходя из задач и целей общества. Отсюда налоги получают особенности начисления и сбора; ту механику, которая может, в том числе исказить всю налоговую практику.

      И в конкретных обстоятельствах могут появляться другие налоги – уже, как санкции – например, налог на потребление (который берётся в момент покупки).

      Есть разряд экономически пагубных налогов, которые берутся упреждающе, за незаконченное хозяйственное действие, за неполученный результат; таковым является, например, НДС. Опять же надо быть откровенным – в чьих интересах создаётся механика того или иного налога… (?) Баланс человека-общества-государства должен быть очень выверенным, ясным, гибким, открытым. НДС же – суть извращённая механика налога на прибыль (экспроприаторский налог на прибыль в отгораживании государства от экономических обстоятельств; в подозрении, что все бандиты и для создания этого).

      Есть налоги, побуждающие к эффективному использованию облагаемого ресурса. Налог на транзакции (денежный демередж) можно отнести к этому же, имея в виду специфику денежного оборота, его задачи в экономике в целом.

      Надо отметить важность минимальной бюрократизации налоговой системы. Это в принципе – всё.

      А теперь давайте зайдём со стороны формирования единства и общности; и со стороны формирования политической субъектности. Хотим мы формировать гражданина или человека, стороннего государству? Вопрос – кто должен формировать бюджет и насколько явно? через кого, от кого должна формироваться доходная часть бюджетов?? Если мы хотим, чтобы политическим субъектом был человек, формировать доходную часть должны налоги с человека… Споткнулись? А вы приподнимитесь над частным видением.

      Ещё раз. Мы говорим об экономических налогах (не о санкциях, «эффекторах» и пр. дополнениях, решающих другие важные задачи), то есть берущих на себя главную долю формирования бюджета. То, что скажем далее, касается всех «дельт», но для «экономических налогов» так сказать с прибыли или зарплаты, это наиболее показательно. Для экономики В ЦЕЛОМ – ВСЁ РАВНО, где будет закладываться «дельта». А для сторон это «всё равно» - также, но не сразу, а после прихода экономической системы в новое равновесие. Пропорции прибыли и зарплаты выстроятся снова, здесь вопрос – НЕ В НАЛОГАХ, а в механизмах прямого управления ими!! (Сразу скажем, что такие механизмы есть, и их необходимо обязательно использовать. Эти механизмы завязаны на природе феноменов прибыли и распределения доходов. Называются они «ремиссия прав собственности» и «гармонизация доходов».)

      Итак, независимо от того, где заложена «дельта» произойдёт перераспределение и балансировка. Издержки и диспропорции будут именно в период «устаканивания»; при любых изменениях. Минимизация этого – когда всё делается системно и в отсутствие ресурсных провалов. Иначе – преодоление пропасти на общей мобилизации.

      Итак. На какой стороне брать налог – у корпорации или у человека – это решение политическое, и завязано на грамотности. Критерии же – в долгосрочных эффектах.

 

9.  Налоги, если смотреть на это явление, институт, процессы, как на часть процессов экономики в целом, то, это есть «дельта», нагружающая социум задачей её производства и выделяемая для решения общих государственных, в том числе социальных задач. Это такая же дельта, как прибыль; только идущая на воспроизводство не экономики, а социальной жизни. В таких воспроизводстве и развитии – их суть, их природа, их назначение. Исходя из этого, решая конкретные вопросы о налогах, необходимо смотреть на них со стороны организации социальной жизни в целом, в не только эффективности изъятия «дельты». Налоги имеют дело с субъектами экономической деятельности. Более того – делают этих субъектов политическими, то есть акторами, содержащими государство. Это связано с волей, интересами этих акторов; здесь и возникает вопрос об их действительности. Но и в пассивном состоянии через экономических субъектов транслируется политика, мотивы, приоритеты; если хотите, реальные смыслы общественной дееспособности и солидарности. Поэтому налоги – это, прежде всего, задание приоритетов и регулирование; и уже в рамках этого – эффективность исполнения бюджетов. Налоговая система должна служить общественному развитию, то есть должна быть справедливой.

    …Налоговое управление («налоговая система»), как и управление прибылью, является важнейшим и общим системным фактором. Строя отношения в человеко-центричной модели, необходимо налоговую взаимосвязь граждан и государства делать самой непосредственной.

 

10.  К сожалению, в подходе к прибыли большинство сразу включает бухгалтерский подход (то есть пытается понять с уровня микро-экономики). А надо смотреть общесистемно… Прибыль есть и в природе. Везде и постоянно. И есть её источник. Он – во вне. Солнце. В природе любая система существует только за счёт внешней подпитки. В конечном итоге – за счёт Бога... Прибыль – это просто определённая дельта, которая, чтобы не нарушать равновесие должна (!) идти в развитие (хоть и без прямого результата), но не на потребление – !! Но не застаиваться. Тогда будет нормальный цикл. Есть острова, где каждый год уничтожаются избытки. И народ дальше живёт счастливо. (Правда, не знает ничего, кроме острова.)

      Вот фраза из одного текста: «...погоня за прибылью и "здоровая экономика" несовместимы.»… Погоня – не совместима. А прибыль – да... Чувствуете – где искажения...

      Прибыль, закладываемая в действие экономической системы, в её круговорот, даёт возможность полностью независимой инвестиционной деятельности. Прибыль – это механизм распределённой инвестиционной системы. Денежная эмиссия – это механизм централизованной инвестиционной системы. И здесь как раз вопрос – в чьих руках «эмиссионная машина» и в каких целях. Нет доверия – не давайте никому…

     Этим вы и создаёте то или иное общество. Общество – это доверие.

 

11.      Прибыль и собственность являются экономическими вызовами переживаемой эпохи. Вызов – не значит «на уничтожение». Вызов – значит определить действительные природу и контекст. И в случае прибыли, и в случае собственности, их назначение, их системная роль – развитие.

      Прибыль – в системном смысле – это авансирование в развитие через частные механизмы. Она – разновидность общественного долга; стоимостная экономическая рента (доход, возвращаемый по природе его возникновения).

      Действительная рента – это присвоение в долг, на праве возмещения (!) некого ресурса в правилах природы этого ресурса, по имени которого и называется рента. Эксплуатация – это нарушение права действительной ренты (права долга). Понятие долга – это культурный феномен. «Стоимостная рента» вместе с «властной рентой» – это главные, исходные виды «общественной ренты». Этот симбиоз – принципиальный и требующий возврата долгов обществу.

      По своему действию в системных экономических потоках, по своим «вихрям оборота» прибыль аналогична налогам. Прибыль – это инвестиционный налог, остающийся в распоряжении «налогоплательщика», инвестора.

      Управление современной экономикой – это управление прибылью с целью направления её в развитие, инновации. Управление одним из 2-х способов: квази-капиталистическим или квази-социалистическим, распределённым или централизованным. Эта разница в способах монетизации и инноватизации достигается всего лишь параметрированием в системных механизмах.

      «Ремиссия прав собственности» и есть системный механизм, обеспечивающий направление прибыли в инвестиции. Обосновывающая теория содержится в констатации (доказательстве) 2-х позиций:

а). общественного характера прибыли и

б). 2-х частного – из оплаты труда и прибыли – состава стоимости: отдельной и по экономике в целом.

Это приводит к системному (общеэкономическому) пониманию роли/места зарплаты и прибыли, к императиву связывания прибыли и инвестиций, к механизму ремиссии. А в дальнейшем – к контуру круговорота экономики и соответствующего управления.

Это приводит к пониманию, что «историческая инфляция» – это следствие и эффект «антиобщественной прибыли», то есть прибыли, не направленной в общественное развитие.

      Сами понятия – «ремиссия собственности», «ремиссия денег» – чрезвычайно важны. Они точно указывают на тлен материального, отражают этот тлен. И тем самым высвечивают истинную ценность таланта, его реализации, призвания...

      Суть – Знание. Не схемы управления (и модели) – гарантия устойчивости социальной системы, но осознание общества и человека. Знание, уровень общества и отдельного человека – вот идея социальности. В этом – урок и глобальный исторический вывод и вызов.

 

 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Авторизация

Посетители