_94_ (ОП) Капитализм: опыт описания проекта по единой схеме _(28.03.2017)_

 

      Здесь приложен первый опыт описания социального проекта по «единой сетке», которая, как представляется, готова на 90%… Обкатка даст дополнения, отдельные проекты внесут свои акценты и пункты.

      Интересно и полезно то, что это описание исторического проекта известного всем «Капитализм».

 

(Предварительные замечания – в конце)

 

«Буржуазный либерализм (капитализм)»

(Версия 1, управляющая)

(Версия 2 - витринная, теоретическая – в отдельном описании(1))

 

      Основное (сутево-историческое) определение этого Проекта заключается в мобилизации капитала (ресурса, приносящего прибыль) для завоевания и удержания власти владельцами капитала; для чего власть предыдущего Проекта переформатировала часть властных отношений в экономические отношения, возбудив энергию экономического роста, но и имея, а также создавая, возможности такого роста.

 

 

    1. Идея, принцип

 

1.1. Мировоззренческие и гуманистические концепты, максимы, которые развёртываются и воплощаются, т.е. прописываются в Проект

 

(1) На какие качества человека опирается Проект, какие его качества превозносит?

(Как понимается природа человека: его мотивы, смыслы, врождённые стремления. Какие его силы задействует?)

 

      Человек является героическим (прометеевским) продолжением природы. Выходя из природы, человек стремится к лучшему в его понимании; и прежде всего к доминированию своего представления. Человеческими качествами являются прежде всего его способность самостоятельно противостоять стихиям и покорять их. Человек – индивидуален; в том числе в ответственности перед Высшими силами. Человек – это господин, этим же определяются и его отношения с Высшими силами. Противоборство – его восприятие окружающего.

      Апеллирование происходит к человеку индивидуальному и экономическому. Опора строится на силу индивидуальности и индивидуализма.

 

(2) Какой человек, как идеал, декларируется в духовно-мировоззренческих, идеологических предпосылках Проекта?

 

      Как идеал, это свободный человек. Это человек – спорящий с богами; но… и идущий путём смирения. И здесь возникают противоречия. Такие же, как в общей традиции Проекта – гностической.

      Гностическая традиция Проекта и предполагает 2 уровня людей, разных людей – по спасению. При этом предлагаются равенство в свободе, и свобода, как уравнивающий принцип. «Свобода» становится всё оправдывающим принципом; тем, из чего всё изводится, и чем всё меряется. «Свобода» – как самоцель и оправдание.

 

(3) Единство отношения к человеку вообще

(Речь здесь о том, что социальная система (проект) может быть исходно построен на 2-х стандартах. Важно – сразу это заметить.)

 

      Человек этого Проекта – это амбивалентный человек; он одновременно предприимчив и смиренен, он способен быть и рабом, и господином, он способен и владеть миром, править, и впадать в низость. Это человек, у которого первым критерием социальных отношений становится вопрос выгоды, и соответственно определитель: «свой-чужой», «друг-враг»; а социальной основой становится связка политики и экономики. Это относительный человек, требующий управления Высшими силами.

 

(4) Отношение к единому, целостному в обществе мировоззрению. Возможны ли в обществе группы с различным мировоззрением, или оно едино во всём социуме?

(В рамках идеологии и целеполагания Проекта насколько авторы проекта считают необходимыми мировоззренческое единство в обществе? Как решается этот вопрос?

Каковы приоритеты в системе координат, в которой на одной стороне:

(1) исключительность, (2) прогресс, (3) индивидуальное спасение, (4) жёсткая иерархия)

 

      Проект декларирует свою индифферентность по отношению идеологий и религий. Но путём спасения объявляет личный успех.

      Социум, естественным образом образующий 2 этажа – предержащих и непредержащих, имущих и неимущих – даже если проводит единое мировоззрение, то оно имеет разное исполнение по этим этажам. Это, обычно, скрывается, как раз декларацией единства; которая всё более переходит из религиозного формата в социальный, и декларацией свободы. При этом единство (сообщества) собирается как раз единством интереса.

    Проект опирается на: исключительность сообщества данного Проекта, на прогрессивность, как цель и оправдание, на индивидуальное спасение и при этом наследуемую иерархию.

 

1.2. Формулировка исходного принципа, идеи(2) Проекта

(В том числе, выдвигает ли Проект некие: идеологему, лозунг, призыв – вбирающие принцип, идею Проекта и направляющие путь? Как понимается идеология и каково отношение к ней?)

 

      Разделение и атомизация людей в борьбе и конкуренции между ними ради:

- оборота и приумножения богатства,

- более эффективного управления.

      Мобилизующим принципом является возможность обогащения, личного обогащения; другая сторона этого, на которую делается упор – возможность личного самоопределения. Официальный лозунг: «Свобода, Равенство, Собственность». Неофициальный и операционный: «Отними, опереди и обогатись, Раздели и властвуй».

      Идеей Проекта является возбуждение личностного фактора развития – но через экономические формы возможностей, Направление усилий масс людей в экономическое русло, в личное процветание в материальном плане – при сохранении контроля властной элиты, для чего используется третья составляющая – Культура, в том числе религия.

      Идеология, имеющая при этом манипулятивный характер, направлена на управление низами общества.

 

1.3. Способ реализации идеи

 

      Идея чрез-экономического развития реализуется в предоставлении исходной свободы, инициативы получения дохода (бизнеса) при контроле за рынками сбыта со стороны 2-х субъектов: власти и цеховых структур. А при наличии 2-х слоёв в целях, мировоззрении, идеологии, то есть в идеальной сфере возникает и второй контур управления.

 

(1) Особенности локализации Проекта

(Потенции глобальности в развитии Проекта (Кросс-культурность)  vs  Существующие ограничения по масштабированию.)

      Глобальность проекта ограничена аспектами получения прибыли. Расширение – как географическое, так и технологическое возможно пока есть прибыль. То есть проект ограничен его родовым признаком экстенсивности. Его развитие зависит от конъюнктуры (прибыльности) по сферам деятельности и территориям – вплоть до деградации того и другого. Предельность территорий и технологий с позиций получения прибыли являются естественным ограничением масштабирования.

      Проект не является кросс-культурным. Для его реализации «аборигены» должны быть вовлечены в оборот работ и услуг, в разделение труда. Для своего расширения он должен преодолевать в обществах доминирование Культуры и навязывать экономический взгляд на жизнь (который есть и суть понимания «здравого смысла»).

 

1.4. Цели реализации и Ценностные ориентиры Проекта

(Как представляется авторам:

(1) наличие цели движения общества, и

(2) каковы эти цели – прямо решаемые в Проекте?

Есть ли ценности (конкретный перечень) –

(1) как основы и (2) прямо реализованные в Проекте?)

 

            Цели реализации Проекта двояки, встречно двунаправлены:

1. Пронизывание власти институциональной зависимостью от экономики («вхождение экономики во власть») и встречное наполнение власти новой силой – с получением новых возможностей доминирования над другими обществами (культурами)

2. Обеспечение воспроизводства капитала и власти в операционных условиях общественного приоритета экономической деятельности

     Заложенное в Проект понимание цели движения общества – это прогресс и рациональность. Нельзя сказать, что есть прямые механизмы достижения этих целей, но именно декларация их создаёт целе-смысловой фон этого Проекта.

      Ценности, которые постулирует Проект и на которые опирается, связаны с инициативным получением выгоды, с изобретательностью. Мораль подчинена прагматизму. Именно это позволяет добиться успеха в данном Проекте; и то есть иметь в нём институциональную поддержку… При этом основными ценностями являются: свобода, демократия, семья, деньги. Приоритет денег, как универсального средства и знаменателя, и создал основные механизмы такого социума, как счётно-манипулятивные. И ценность «свободы слова» здесь очень показательна. Широкая низовая демократия и самоорганизация – это примеры ценностей, развиваемых в проекте, как реакция людей на атомизацию.

 

1.5. Способ достижения цели и Мотивационная политика управления

 (Как авторы предлагают достичь цель своего Проекта: какими средствами, механизмами и пр.? И как поддерживать? На чём предполагают строить мотивацию людей в рамках целей Проекта?)

 

      Означенные выше ключевые цели социальности (и управления социумом) достигаются именно превращением человека в «homo economicus», выведением на первый план вопросов личного успеха и потребления, поддерживая инициативу всякого денежного оборота. Основная мотивация людей строится на участии в общем экономическом процессе, на ценности вещественного фактора, на достижении богатства, на экономическом росте.

      В частных же случаях убеждение строится на деньгах, на перспективе выгоды. На этом же в социуме происходят основные обман и разочарование.

 

1.6. Негативные явления в обществе, устраняемые Проектом

 

      Таковые явления, они – не прямые для социума, а опосредованные ментальностью и инерционностью отрицательные явления, связанные с замедлением технологического развития, с неиспользованием технических новаций. Прямо такая задача в проекте не решается; эффект получается косвенно, путём разных издержек, в т.ч. гуманитарных.

 

 

    2. Характеристики Проекта в его идеальном воплощении

 

2.0. Ключевые понятия и новации Проекта (язык Проекта)

(Язык и понятия, то есть понимание сути, часто возникают на излёте Проекта, уже в его полном развитии; в начале же многое находится в зерне…)

 

Разделение труда – имманентная причина рынка (при второй достаточной, как возможность обмена, равностороннего по развитию).

Рынок – в крайнем понимании «капитализма», как не стесняемая ничем, кроме мотивов выгоды, возможность её получать

Парламентская демократия – партийно-представительная форма «власти народа»

Свободная демократия – экспортная форма образца от «Лидера свободного мира» в сравнении с местными формами власти.

Нация – формат объединения людей, как отдельных носителей своих интересов (прежде всего, как собственников), имеющих одинаковое право по факту принадлежности к конкретному государству

Гражданское общество – возможность (способность) общества проявлять реальные властные права и самостоятельно принимать решения; обобщающее именование такой способности – в предположении противостояния власти.

Колониализм (периферия экономической системы) – логичное оформление исходной идеологии рыночного доминирования и гуманитарного превосходства.

Глобализация – равенство экономических условий и прав в эпоху доминирования ТНК (при снижении прав государства и социально-политическом бесправии аборигенов периферии)

Биржа – аукционная форма торгов с постоянной котировкой (определения уровня спроса-предложения) продаваемых товаров.

Финансовый пузырь – возрастание, «надувание» цены (обычно, биржевое) через цепочку перепродаж в условиях ажиотажа с отрывом от реальной товарно-производственной пользы предмета надувания.

«Перепроизводство» – одностороннее (преднамеренно) понятие для явления, причиной которого является недостаточный (неудовлетворённый) спрос при низкой покупательной способности.

Рантье – способ существования на предоставлении в долг (в том числе процентах), на ренте.

Капитал – ресурс, приносящий экономический результат, оцениваемый ликвидным (обменным) эквивалентом, и способный делать это периодическим оборотом.

«Права человека» – целая идеологическая система, направленная на манипулирование противником путём выделения из целостного общественно-исторического контекста и абсолютизации прав отдельного индивида.

«Свобода слова» – вырванная из полного контекста мысли-слова-дела-ответственности констатация (или декларация) возможности говорить по своему пониманию и интересу, когда объективным критерием правды становится любое ценное для человека, в том числе деньги. То есть, как всякая манипуляция эта «свобода» – сама по себе. В социуме с приоритетом механизма денег, они и становятся основной базой так называемой «свободы слова». По факту принцип «свободы слова» – это прикрытие свободы интереса; и тогда, в том числе, лжи. В данной ситуации так называемая «свобода слова» при капитализме означает «несвободу (плен) правды», как деятельностного мотива, как основы деятельности.

 

2.1. Краткое описание идеальной (т.е. «как должно») реализации Проекта

 

(1) Структура общества,

      Основа социальной структуры – классовое разделение, то есть по отношению средств производства. И при этом негласное поддержание института «Высших родов», то есть наследуемого привилегированного положения, как в том числе управляющих капиталом.

      Политическая структура – партийная.

 

(2) Отношение к естественным социальным стратам (группам): родовым и профессиональным

 

      Родовые страты поддерживаются (не афишируемо) наверху и разрушаются (целенаправленно) внизу. Низовая самоорганизация во-многом строится по экономическому взаимодействию. Это цеховые ремесленные структуры, а позднее профсоюзы рабочих. Но экономическая самоорганизация не переходит в политическую, которая контролируется через партии и избирательное право.

 

(3) Установки отношений между личным и общим в разных социальных сферах

(Акцент – на проектной установочности, прописанности отношений между интересами личным и общим (не - общественным), между «Я» и «МЫ»…)

 

      Во всех социальных сферах устанавливается примат личного интереса; и лишь – по «витрине Проекта» – разного рода «невидимые руки» (обстоятельства, условия) приводят эти интересы к равновесию. Понятно (но не декларируется), что сила сопутствующих рук может быть разная. Сознательность управления сводится к так называемому «общественному договору» - как некому «научному объяснению» и называнию процесса согласования.

      Фактически, всё строится на борьбе отдельных интересов.

 

(4а) Принципиальный образ экономики; источник и особенность её динамики в представлении Проекта

(В том числе, Степень идеологизации, жёсткости социально-экономических механизмов)

 

      Как принципиально имеющий 2 уровня представления, этот Проект формирует и 2 уровня понимания экономики: для верха и для низа. Даже на самых ранних этапах, при декларации свободы рынка, он на самом деле всегда манипулировался, управлялся. А те разговоры были, действительно, «для бедных». То есть всегда важно было «успеть соскочить и успеть выскочить», и тогда можно было перейти в управляющие. Очень важно было иметь доступ к информации; отсюда была исходная смычка действительного богатства и власти.

      Образ экономики – общий, витринный, идеологический – это равенство всех с выигрыванием от инициативы и умелости. Это направляло силы людей в экономическую самодеятельность и рекрутировало сюда – в максимизацию прибыли – таланты. Образ же экономики у верха был иной; и его означали 2 слова: контроль рынка. И это исходно достигалось финансовыми инструментами, то есть контролем за обменом.

      Источником динамики (роста) экономики заявлялось разное. Несмотря на спор двух основных позиций, «натуральных ценностей» и «денежного богатства», цель Проекта предполагала опору именно на финансы и торговлю. Производство оказывалось средством, но технологическое развитие и развитие науки внесло свои коррективы; а также создало циклику развития.

 

(4б) В чём основания и обоснование экономики

(Речь о системных отношениях…

Основания – на чём держится функционирование, действие…

Обоснование – для чего/кого?; значение, призвание, смысл для «над-системы»)

 

      Основание капиталистической экономики – это торговля и финансы, расширение рынка; а с развитием производства – всё более эксплуатация труда (как невозвращение от прибыли долга общего развития).

      Обоснование функционирования экономики – в новых возможностях расширения власти, причём в получении этих возможностей как раз от самих подвластных, которые «добывают хлеб свой в поте лица». Это имело некий религиозный оттенок получения власти не от Бога, а от сил самих отдающих её.

 

(5) Особенности отношений собственности и Экономическая субъектность

 

      Собственность объявлялась священной, охраняемой, как главная опора порядка. И Власть – первая, кто брался её защищать, защищая и себя в данном Проекте. Власть делилась своей субъектностью с обладателями имущества (денег, ресурсов), и действовала политически; вырабатывала опыт интриги и взаимодействия. Именно экономическое право во многом формировало новое политическое право.

      Декларативно экономической субъектностью наделялись все граждане. Фактически это оформилось во власть тех, кто мог контролировать рынок: цеховые структуры (1), картели торговцев (2), банковские сети (3) и непосредственно территориальная власть (государства, 4).

 

(6) Способ (форма) получения и распределения благ. В том числе особенности распределения основных общественных ресурсов: информации и дохода.

 

      Способ получения благ определяется особенностями обладаемых средств (производства). При капитализме – как «раскрепощённой экономике» – это проявляется наглядно, просто, непосредственно: «что имеешь, тем и зарабатываещь». Для процветания это умение надо было делать уникальным, с конкурентами надо было бороться. Как ничто это мотивировало объединение слабых на нижнем уровне; а потом и создание наций.

      Распределение же благ оставалось за теми, кто контролировал товарно-финансовые потоки, и роли в этом менялись между верхними 4-мя экономическими субъектами; пока на завершающем этапе системная Проекту – денежная – олигархия не возьмёт под контроль всё и вся. Информация и доход также являются объектами частной собственности; и распределяются по договору и соотношению сил и интересов.

 

(7) Использование социальной цикличности и заложенное отношение к насилию

 

      В Проекте это не продумывалось, но тема проявилась сразу, и являлась ключевой в его практике.

А.  Проект порождает свою – капиталистическую – цикличность, связанную с этапами перенакопления капитала в отрыве от производственной и социальной сферы. Падение спроса убивает возможности получения прибыли и соответственно экономическую мотивацию. В отсутствие же общего регулирования и под иными целями, нежели «прибыль и власть», это преодолевается через перетряску и потрясение.

Б.  То есть социальной цикличностью для капитализма/либерализма является его экономическая цикличность. А при всех декларациях свободы, на практике «свобода собственности» является главной и защищаемой. Государство защищает граждан, а гражданин – это собственник. И насилие допустимо при угрозе устоям свободы. Насилие в Проекте – естественный способ отношений между 2-мя его исходными слоями; причём способы насилия/манипуляции переходят всё более в глубинные сферы личности.

В.  Учитывая же, что исходным мотивом этого проекта является Власть в опоре на инструментальные экономические механизмы, то с развитием технологий (в том числе управления) снимается и вопрос о собственности (как дающей автономность личности), а под мотивом эффективности формируется прямая, непосредственная, всепроникающая Власть, где снимается само понятие насилия, потому что исчезает личностность, субъектность. Появляется единая Корпорация.

 

(8) Иные особые формы организации, социальные технологии, меры принуждения

 

      Одна из особенностей Проекта – это его «эшелонированность» влияния на человека: от экономических обстоятельств до религии. Исторически его победное шествие связано с протестантизмом; но истоки можно отнести ко времени, когда Аристотель осознал «хрематистику». Саму же начальную практику, облечённую в религиозную форму, мы находим ещё в «иудаизме». Религии, как ни что, способствовали утверждению этого амбивалентного проекта; и продолжали поддерживать его принципы в своих отдельных позициях.

      Важным для самоощущения индивида становится на самом деле принадлежность некому мнению, группе. Самым же большим демократором оказываются «кольт» и «доллар»; этот язык доходчив для членов проекта, становясь их частью и лейблом, а не по ту или иную сторону выбора.

 

2.2. Формирование органов управления и субъект властных полномочий

(Согласно Проекту. Причины возможной несостоятельности формальных органов управления и способы узурпация власти описываются в разделе 3.2)

 

      Проект системно имеет 2 уровня власти – с начала, когда его авторам было необходимо совместить сохранение своей власти (через трансформацию в экономические форматы) и привлечение масс демоса к активной деятельности. Отсюда возникли 2 идео-опоры: либерализм и демократия.

 

(1) Принципиальный образ власти; источник и особенность её динамики в представлении Проекта (в декларации и реализации)

 

      В декларации власть принадлежит народу (нации), то есть демос является источником власти, демократии. Разные групповые интересы обслуживаются партиями, которые демократически представлены в выборном парламенте, издающем законы. При этом профессиональные объединения остаются в рамках уличной политики.

      Содержание партий является в рамках закона их прерогативой, как свободной корпорации. За этим присматривают СМИ и Суд, которые относятся к самостоятельным ветвям власти. Вопросы же формирования и деятельности последних изначально принадлежали группам, власть предержащих.

      В реальности, в рамках общих, вывесочных процедур заниматься политикой и оказывать влияние могут лишь элитные группы (кланы, роды), контролирующие определённые функции власти. Медиаторами же между ними выступили скрытые структуры (масонские ложи и ордена разного рода). Всё это предполагало интригу предательства, а также не отменяло появление харизматичных лидеров, которые тем не менее оказывались в системе.

 

(2) Иерархии и центры власти

 

      В реальности данная проектная система насквозь иерархична. Даже «демократия» находится внутри иерархии, и является просто процедурой.

      В странах и между странами формируются свои иерархии или группы, по обладанию ресурсами; а также центры согласования интересов. Действительная власть оказывается скрытой.

      Прорыв в эти элиты возможен только при переделах существующего (на той или иной территории), и при появлении принципиально нового базового уровня технологий. Потому контролируется эти оба направления.

 

(3) Механизмы обсуждения/принятия стратегических решений

(Как конкретно в управлении, каким механизмом организовано стратегическое осмысление ситуаций и развития)

 

      В декларации вопросы стратегии конкретной страны (территории) определяет демократически выбранный иерарх; а между странами – открытые, официальные органы.

      В реальности (в реализации по действительным целям Проекта) элиты, сохраняющие и передающие свою власть по роду, имеют свои стратегические (и разведывательные) институты, в том числе корпорированные с существующими официальными. И соответственно существуют над-страновые структуры (процедуры) выработки общей стратегии.

 

(4) Социальный базис властной элиты,

 

      Только свои, только представители определённых родов. И так – по всем этажам власти. Чем выше, тем более на первый план выходит не дело, а отношение к роду.

 

(5) Способ образования и переформирования органов власти, сроки полномочий,

 

      Не принципиально – в рамках законодательств стран. Но существует строгая защитная мера по сменяемости выборного иерарха, преподносимая, как «завоевание демократии».

 

(6) Принципы и меры ответственности,

 

      Считается важным поддерживать определённый моральный уровень, или критерий для масс. По этому критерию и создаются поводы для кадровых решений. В остальном ответственность или не-ответственность наступает по соответствию некой генеральной элитной линии.

      Провинившегося не уничтожают, но лишают возможностей участия в решениях и присутствия в медиа-пространстве, что и является условием статус-кво. Более кардинальные меры применяются к вне-системным персонажам.

 

(7) Критерии качества управления и обеспечение этого

 

      Критерий успешности для «хозяев проекта» один – решающая роль (власть) на мировой арене и усмирённость внутри. Диктат – идеологический, технологический и финансовый – первый критерий нормальности хода процессов.

      Обеспечение этого и предполагает сохранение первенства – при любых средствах и методах. Агрессивность, хуцпа считаются проявлением силы и уверенности.

 

2.3. Важные (системные) правовые и экономические аспекты и механизмы

(Какие механизмы реализуют ту силу в человеке, на которую ставит Идея проекта и опирается проект?)

 

      Силу индивидуальности и индивидуализма поддерживают все экономические и политико-правовые механизмы; при том, что в сфере культуры (идеологии и морали) пропагандируются нация и команда. На этом были построены вся конструкция, все разделы права: административное, патентное (авторское), трудовое, налоговое, уголовное и т.д.

 

 (1) Форматы и Механизмы справедливости

 

      Справедливость понимается, как исполнение закона, как торжество права. Механизмы в политике и экономике изначально не ставят и не решают аспекты справедливости, как развитие каждого по праву рождения и по призванию. Это отдаётся семье, роду. По мере роста производства и становления его всё более общественным, интегрированным, вопросы развития, пенсий, здравоохранения получают тенденцию рассмотрения на уровне общества. Но тогда при свойственных Проекту рационализме и механистичности начинает уничтожаться институт семьи; на что приходит заявка со стороны управления человеком.

      В этой системе ничто «не бывает бесплатно», точнее – всякий шаг, вычленяющий функцию или часть из традиционной целостности в проектное поле, создаёт последствия для того, у кого «вычленили»; то есть за всё выставляется счёт, с понижением (упрощением) уровня.

      Упрощение – вообще свойство этой системы, как основанной на частности. Она и делалась для воспроизводства «простых людей», людей, как винтиков. Справедливость же начинается выше вопросов утрясания интересов. Она – в области смыслов целостной личности.

 

(2) Обеспечение устойчивости отношений Центр-Периферия

 

      Эти отношения, отражая исходные установки прибыль-центричности и амбивалентность Проекта к человеку вообще, строятся в понятиях и механизмах пары метрополия-колония. Максимизация прибыли при сохранении контроля за рынками и территориями являются критерием способа выстраивания отношений; в том числе формы включения в орбиту метрополии. В этом суть экстенсивной политики расширения Проекта.

      Устойчивость таких отношений обеспечивалась опережающим приростом выкачиваемых ресурсов, жёсткостью и изощрённостью колониальной политики. С достижением же пределов территориального (рыночного) роста данный Проект встаёт перед неразрешимыми дилеммами своих проектных основ, прежде всего по прибыльности и управляемости (контролю); прибыль, как экстенсивный двигатель закончится. Отношения Центра и Периферии сведутся к специфике мега-корпорации.

 

(3) Аспекты единства экономического пространства и самостоятельности экономических субъектов (локальных экономических субъектов)

 

      Означенного вопроса, как самостоятельного, не стоит. Здесь всё подчинено текущей целесообразности максимизации прибыли «Большими субъектами»; конечно с допустимыми компромиссами по гарантиям развития и устойчивости в ближайшем будущем.

 

(4) Аспекты антиклановости и «социальных лифтов»

 

      Такая проблема в проекте не ставится. Первый аспект вообще находится не в плане общественного внимания, но общественного любопытства. А второй возникает опять же с развитием разделения труда, и возрастанием аспектов обобществления производства; увеличивается разнообразие, и, естественно, для адекватности управления необходимо определённое кооптирование снизу. Но это происходит так сказать индивидуально, штучно.

 

(5) Отношение к прибыли

      Как к «альфа и омега», как к скрепам Проекта. Данный проект придёт к логическому концу – с изменением позиции по роли этого института.

 

(6) Обменный и инвестиционный механизмы

 

      Обменный механизм – денежный; а вот формы денег опять же подчинены максимизации прибыли, причём в ближней перспективе. При этом исходно финансовая природа капитализма противится механизмам, устраняющим самовозрастание денег (как, например, у денег с демереджем).

      Инвестиционный механизм – частный. С ростом пропорции банковского сектора он всё более становится из привлечённых средств. Инвестиции подвержены циклике в соответствии с динамикой нормы прибыли, которая связана с обновлением производств и технологий.

 

(7) Подходы к решению вопросов качества

 

      В «треугольнике» отношений, возможностей и приоритетов «Качество – Обновление технологий – Наличие ресурсов» данный Проект отдаёт предпочтение среднему элементу; при том, что и само обновление связано с максимальным возвратом прежних инвестиций. Проблема спроса при росте производительности (мощностей) приводит в этом проекте к занижению качества (в рамках гарантии); и соответственно к эксплуатации природы.

      Качество подчинено прибыли; и это проявляется в связке с технологиями.

 

2.4. Мотивация к трудовой деятельности

(Факторы (экономические, социальные, по призванию) выбора вида деятельности,

факторы (моральные, экономические) обязывающие к труду,

меры мотивации к нудному и тяжёлому труду,

кто оценивает труд (критерии, способ), меры поощрения и наказания)

 

      Критерий выбора трудовой деятельности – прежде всего экономический, то есть по тому, в какой работе можно получить большую оплату. Таковы же и факторы мотивации к труду. Оплата зависит от работодателя, от администрации.

 

(1) Особенности формирования и действия трудовых коллективов

 

      Полностью зависит от особенностей собственника. Но формы могут быть очень разные; в том числе «прорастающие» в другие Проекты.

 

2.5. Важные социальные аспекты

(Способы (формы) осуществления гарантий, предусмотренных идеей Проекта и логически этим обусловленных. Меры, вызванные необходимостью умиротворения недовольства, описываются в разделе 3.3)

 

      Предоставление возможности индивидуального развития именно, как права, как свободы этого, без обеспечения – это исходное положение Проекта. «Каждый зарабатывает сам».» Так называемые «социальные гарантии», появившиеся в развитии этого Проекта, стали эффектом всё большего вовлечения людей в производство в масштабах всей страны (нации). Это стало опосредованным эффектом Проекта, через индустриализацию. Также и вовлечение всё более широких слоёв в политику, по мере индустриализации и так называемого «обобществления».

 

(1) Количественные социальные измерители

(Речь идёт о критериях состоятельности-эффективности, предлагаемых проектом. И это всё же интегральные показатели – то есть социальные, как по обществу в целом…)

 

      Таковых нет. Есть перманентная, витринная борьба партий; увлекающая процессом.

 

(2) Конкретные особенности в Образовании, Науке, Здравоохранении

 

      Изначально эти отрасли построены, как свободные корпорации; и развивались поддержкой разных общин, усилиями конкретных личностей. Специального места им в Проекте не отводилось – до момента, когда опять же индустриализация не выставила свои требования в организации этих отраслей. Это стало приводить к модификации Проекта; но сама целевая установка на максимизацию прибыли никуда не делась. И по приходу Проекта – как частных инвесторов, прибыль-получателей – и в эти отрасли, они подверглись той «рационализации», как упрощению, о которых говорилось в 2.3.1. Эти отрасли тем не менее развиваются при поддержке государства, как необходимые элементы индустриального общества. А как непосредственная производящая сила, наука получает особое значение. При этом она опять же получает клеймо Проекта, в виде 2-х слоёв: для масс, и для избранных.

 

(3) Конкретные особенности семейной политики

 

      До последнего этапа Проект не вмешивается в эту часть жизни. Но этап его финансовой глобализации требует унификации ценностей и полной атомизации человека, то есть превращения его в понятную функцию «Большой машины Капитала». Этот момент заставляет модифицировать и семью, которая своим природным естеством звена в цепи поколений противостоит унификации.

 

(4) Национальная политика: свойственная системно или проектная

(Здесь представляется, что национальная политика может просто вытекать из общих установок (ну, например, неких демократических и потому отдельно, особенно не решается); а может иметь специальное акцентированное решение в проекте… Здесь некая аналогия с вопросом специфики формирования трудовых коллективов)

 

      Проектно не ставится и не решается. Этот вопрос подчинён «реальной политике» по сохранению власти и прибыли.

 

(5) Особенности Судебной системы

 

      Как право, как законодательство, Система выражает установку на защиту индивидуализма. Отсюда, например, проблема сроков давности по преступлениям (фактически поощрение сильных мира сего), проблема закрытия изобретений от использования (исключительностью права), проблема всяких коммерческих тайн (вступающих в противоречие с общественной безопасностью), проблема экспертиз, обеспечения иска, доступа к информации и т.д. Как процессуальная часть, Система обычно создаёт сложную сменяемость судей и зависимость (хотя, часто, и скрытую) их от определённого уровня исполнительной власти.

 

2.6. Факторы обеспечения технического прогресса

(Побудительные причины, другие особенности)

 

      Самые общие факторы связаны с заинтересованностью в получении прибыли. Именно этот интерес и механизм становится регулятором технического прогресса, в том числе его цикличности (в лице очень чёткого и чрез-кризисного чередования технологических укладов).

 

(1) Процессы проектирования и планирования развития

(Как в Проекте на политико-системном уровне видится принятие решений по всем этапам прогноза, проектирования, планирования, …? Во взаимодействии каких сил (и методик)?)

 

      Изначально этот вопрос в Проекте не решался, а отдавался на откуп «стихии извлечения прибыли»; кто более изощрён (в том числе технически), тот и молодец. Но с переходом науки и производства в такое качество, с получением такой силы, что могли вмешаться в определение власти, с этого момента их прогноз и планирование стали предметом управленцев Проекта. И сразу стали проявляться разные уровни применения технологий…

      Институты, занимающиеся развитием, в том числе техническим, обычно пристёгивались к военным ведомствам. И опережающие разработки делались по заказу или в кооперации с таким ведомством. Эта система, обычно очень сложна и переплетена; прежде всего, на уровне кадрового представительства. Вообще, понятие «чей человек» – повелось ли оно с традиционного Западу «вассалитета» – но очень характерно системе управления Проекта.

      В странах данного Проекта много разных экспертных групп, финансируемых за счёт разных грантов, которые выполняют, как лоббирующие функции, так и исследовательские. Экономические кланы имеют свои структуры планирования будущего. И используют это для продвижения своих интересов.

      В целом, общенациональное планирование развития происходит на уровне согласования «Больших субъектов» (вплоть до посрамления так называемых объективных «экономических законов» уровня «Экономикс»).

 

(2) Особенности инновационного развития

 

      Оно подчинено большим капиталистическим циклам (Кондратьева). Сами же механизмы «инновационной системы» очень разнообразны, изобретательны; и сейчас, по факту работают на смычке частных, государственных и общественных структур.

      Здесь всё нацелено на сохранение первенства страны (группы стран), которые являются «носителем» Проекта. Внизу это носит (и выпячено) космополитический характер. Но это космополитизм некой «Глобальной корпорации», которая постоянно отсасывает результаты «мозговых центров»…

 

2.7. Область ответственности государства, особенность реализации триады «Человек-Общество-Государство»

 

      Государство в данном Проекте исполняет роль обеспечения решений по сохранению и развитию Капитала, как того общего и разностороннего, что создаёт динамику Проекта. Элиты сидят на этом, как на коне; а лучше сказать – на волне, волне постоянных изменений, в череде которых они стремятся сохранить это верховое управляющее положение. Все социальные вопросы имеют источником некое представление о наилучшем на данный момент варианте сохранения власти (в том числе с учётом международных обстоятельств). И это связано также с состоянием природы.

      Данная реальная триада целостного социума в этом Проекте не рассматривается, как основополагающая. В Проекте операционным центром является Экономика, а целью – Власть. В данном контексте эта триада не является постановочной для динамики Проекта; и играет инструментальную роль в обслуживании Проекта.

 

(1) Практические аспекты экологической политики (Ресурсо- и природо-сбережение)

(Здесь авторы не должны «удариться» в перечисление принципов и методов – этот перечень очень большой – но чтобы была привязка к механизмам. Здесь не нужно проявление метод-грамотности, а нужны решения… То есть, можно перефразировать в том смысле, что должна быть связка: принцип – решение. Принцип же сам по себе – типа «я об этом знаю» - не важен…)

 

      Природа для Проекта – это ресурс, считавшийся в начале неисчерпаемым. Но за Проектом стоят его носители, и состояние Земли – это и вопрос их личных планов жизни. С момента выхода на технологии, дающие большую продолжительность жизни, и технологии, предоставляющие большую производительно и автономность, понимание экологии стало прямо связываться с народонаселением. То есть решением вопроса заявляется снижение количества землян в разы… В этом проявляется всё та же исходная, гностическая установка на наличие разных типов людей.

 

 

    3. Устойчивость Проекта

 

      Это – экстенсивный проект. Общая – исходная и фундаментальная – устойчивость Проекта обеспечивается возможностью его расширения, наличием спроса для генерирования прибыли. В условиях замкнутой территории этот Проект сам убивает себя. И первым шагом здесь стало становление на путь индустриализации.

      Насколько это неизбежно? Могла ли расти прибыль без расширения разделения труда и роста производительности?... Мануфактурный продукт (то есть ручного производства) мог обеспечить потребности. Объективно интенсификация производства потребовалась бы с ростом (плотностью) народонаселения, и прежде всего по ситуации с продуктами питания. И это потребовало бы комплексного проекта, где сразу бы обретался некий целостный подход. Но исторически индустриализация произошла в Англии под давлением падения цены золота на континенте («испанской инфляции» от заокеанских галеонов золота) и соответственно роста цены товаров. Англия стала строить машинное производство («малая промышленная революция»), всё более завоёвывала рынки, строительство машин стало себя обеспечивать через прибыль. Появился вкус к машине. Просто богатство становилось не выгодным, выгодным становилось производство, инициатива. Но ещё 100 лет длился спокойный период раскачки…

      Голландия и Англия были заточены на прибыль, у них был нюх, расчёт, воля к ней. Торговля её давала, но здесь был предел по рынкам и товарам, то есть по спросу и производительности. И вот возникло узкое горлышко (почти на столетие усугубления застоя и в несколько десятилетий конца 17-го века на его освоение другими), которого хватило.

      Спекулятивная в основе ситуация создала устойчивость некомплексному, экстенсивному индустриальному проекту; то есть проекту, привязанному к спросу, к росту рынка. Но после этого диктовала уже индустрия, её развитие. Рост производительности и разделения труда за 250 лет (с середины 18-го века) привёл мир к нынешнему состоянию. Рынки перезаполнены, новые технологии экономически нецелесообразны, люди в таком количестве не нужны, но нужны одновременно умные (умнее хозяев) и покладистые… Проект «Буржуазный либерализм» прекращает своё саморазвитие. Заканчивается и время политических идеологизмов. Но остаётся вопрос о смысле…

 

3.1. Факторы, обеспечивающие устойчивость Проекта

(Мировоззренческие, поведенческие (инстинктивные и статусные) факторы, организационные формы и блокирующие меры, социальные слои (социальная база), категории деятельности)

 

      Первый фактор устойчивости Проекта – в ближней перспективе – его наглядность, очевидность, бытовая обыденность, опора на «первую сигнальную систему», на биологические потребности. Это просто оформление конкуренции, поверхностно наблюдаемой в природе (ведь о том, что развитие и устойчивость обеспечивается коллективом, популяцией, ценозом, об этом не думается). Простота понимания – разве это не фактор устойчивости?...

      Данное естество получило и оформление в философии эмпиризма и прагматизма. И продолжает оформляться простой логикой множества обособленных индивидуальных интересов.

      Борьба, неизбежно возникающая в этом Проекте, теми же философами понятая разрушительной, была призвана быть остановленной силой государства (левиафана). Проект обостряет и выносит в приоритет классовые противоречия (по отношению средств производства), делает социальную структуру не сотрудничающей. Отсюда манера опережающих силовых мер.

 

(1) Опорные социальные конструкты (форматы, институты, отрасли и т.п.) Проекта, работающие на устойчивость и развитие

 

      Это только те институты, которые обеспечивали прогресс. С окончанием таких возможностей развития, заканчивается устойчивость, а позитивная роль прогрессоров становится негативной.

 

3.2. Возможные разлагающие аспекты, противодействующие идее Проекта

(Причины проявления недовольства у граждан, некоторых категорий населения или трудодеятельности, возможные формы их проявления, цели и способы их удовлетворения вопреки установлениям Проекта, формы и способы кооперации недовольных)

 

      Проект преуспевает пока есть развитие и пока у хозяев Проекта хватает ума делиться, и то есть развивать общество. Но, как говорили, здесь «куда ни кинь, всюду клин», здесь всё не в прок; и образованность общества только ускоряет конец «Проекта власти, прибыли и развития немногих». А альтернативой этому является лишь одна форма, его конечная форма, уже проявившаяся в 20-е и 30-е годы…

      Кооперация недовольных происходит привычно в экономических формах, в профсоюзах; которые как раз и распускались в «корпоративных государствах» (фашистских) «за ненадобностью».

 

3.3. Меры преодоления разложения и недовольства

(Являются ли эти меры перманентно присущи Проекту? Если нет, то временны они или постоянны? Если постоянны, то противоречат ли исходной идее?)

 

      Насилие.

 

 

    4. Эволюция Проекта

 

4.1. Объективные материальные и мировоззренческие факторы (не политические), ограничивающие реализацию проектного идеала

 

      Проектный идеал, обозначенный, как сохранение/умножение власти, её предержащими, за счёт возгонки и собирания экономической энергии/сил от масс трудящихся, как видели имеет предел, связанный с пределами планеты. Всё остальное Проект «буржуазного либерализма» успешно взял себе на вооружение. Не смог он переломить некоторые ментальности (цивилизации) и некоторые религии; где сохранено целостно-гармоническое отношение к миру и жизни. Но это на самом деле было бы делом времени (и крови).

 

4.2. Отличия от идеала начального этапа реализации идеи. Особенности переходного периода.

(В силу обстоятельств п.4.1 и возможно п.3.3 , Проект не сможет быть сразу воплощён в идеальной форме. Поэтому при начальной реализации Проекта, возможно, потребуются некоторые ограничения и уступки.)

 

      Проект не имеет сложности начального этапа реализации. Переформатирование власти в собственность с усваиванием новых правил игры для нижних классов проходит «на ура», так как как раз снимает ограничения (но и взаимную ответственность) и перегородки, связанные с экономической деятельностью. На самом деле «людоедство» (как с огораживанием в Англии) проявляется не сразу.

 

4.3. Мероприятия, способствующие приведению Проекта к идеалу

(Мероприятия и их последовательность, модернизирующие Проект от начальной к форме, изложенной в исходной идее. При этом модернизации и деформации могут подвергнуться как раз факторы указанные в п.4.1;  но это не обязательно плохо, ибо зависит от их содержания. Описание предполагаемых сценариев преодоления мешающих факторов, в том числе возможность гибкого управления (подстройки).)

 

      В рамках означенного в 4.1. идеала Проект сразу работает в «нормальном режиме». Другое дело, что при переходе к индустриальному этапу, он сам себе делает смертельную инъекцию. И дальше уже ничего поделать нельзя.

     Это происходит потому, что Проект впервые обращается к Культуре, вводит в себя аспект Культуры (и получает инородный белок), которая тут же начинает работать, как целостность, и вводит параметры интенсивности. Всё, экстенсивный, паразитический проект погибает.

 

4.4. Предполагаемый итог предельного развития исходной идеи Проекта. Разрушаем ли Проект, каковы обстоятельства его прекрашения (возможно ли прекращение цели или возможности её достижения)?

(В результате мероприятий в п.4.3., в итоге может сложиться проект отличающийся от предполагаемого при идеальном воплощении Проекта. Ограничен ли во времени период применения мер в п.3.3. и п.4.3.? Не станут ли эти меры непреложными составляющими Проекта? Отличия итоговой социальной структуры от предполагаемой при идеальном воплощении Проекта? Противоречат ли эти отличия исходной идее?)

 

      Здесь рассматривается исторический проект, то есть уже осуществлённый. Поэтому трудно (а может быть и не продуктивно) сильно разъединять исходно-задумано-целевую часть и часть развития, эволюции. Потому в отдельных пунктах выше, насколько это возможно, сразу показывалось текущее состояние и перспектива Проекта в данном моменте. Здесь же, не отсылая к тем отдельным, попунктным выводам, остаётся обобщить. Что в итоге – по историческому процессу этого Проекта и по его развитию?

      Итак, мы имеем на входе нецелостный, чрез-прибыльный, узко-элитарный, манипулирующий социальный проект. Второе важное, он нацелен на глобальное доминирование. Эти амбиции и заставляют его встать на путь этапной индустриализации и соответствующих этапных кризисов.

      Экспансия экстенсивного Проекта (в лице его носителей) и сопровождающие это кризисы разрешаются, обычно, войнами; так называемыми капиталистическими или мировыми войнами.

      Во внутренней политике Проект идёт по пути раскрепощения человека, то есть «освобождения от предрассудков морали». Нельзя сказать, что это происходит случайно – настолько это укладывается в его естественную эволюцию в сторону фашизма.

      Изначальная цель Проекта – экономический рост, рост прибыли, обеспечивающие власть элиты – прекращается с достижением пределов расширения рынков. Дальше необходимы интенсивные меры общего развития через творчество и солидарность, то есть через раскрытие истинной природы человека в её полноте и целостности. Но это уже другой Проект.

      Альтернатива этому – жёсткий фашизм с разделённым «этажным» социумом.

 

4.5. Какие черты личности данный Проект стимулирует, а какие подавляет?

 

      Проект начинает с поддержки, эксплуатации и упрочения такой силы, как индивидуализм. Соответственно, общинный формат, в том числе кооперативные уклады ему мешают. И также, как постоянно проявляется негативное отношение капитализма к этим формам, так и постоянно они возникают в хозяйственной практике народов. Открыто их он победить не может, потому что «не хлебом единым». Но «своими методами» искоренить может; что и наблюдаем. И это тем более, что в обществе поддерживаются именно «капиталистические качества».

 

(1) Согласуется ли это с гуманистическим концептом п.1.1?

 

      Проект исходно воспринимает человека усечённо, через экономическую призму; плюс ещё и в 2-х стандартах по разным уровням: свои – чужие, верхи – низы, реально – декларативно. Он сохраняет верность этим исходным позициям.  И даже усугубляет, чем ближе к концу.

 

(2) Какое реальное отношение к человеку и какого человека формирует Проект? Какие вызовы для человека?

(В частности оценка провоцирования качеств ресентимента/гордыни … см. Сопроводительный текст, п.3)

 

      Отношение лицемерное, и формирует человека лицемерного. Что и отражается в феномене ресентимента, который был осознан как раз в этом Проекте.

      Но природа человека, конечно, выше социальных манипуляций. Человеческое достоинство, как ощущаемое соответствие наследуемым культурным (цивилизационным) образцам и соответствующее психическое равновесие, находится глубоко, чтобы просто так его уничтожить. Да и связано это с творческим потенциалом. Так что борьба за человека шла во всё время этого Проекта.

      Есть и ещё один момент. Человек при усиленной индивидуации даёт и обратную реакцию – усиление внимания к формированию команд. Но это можно использовать и в негативную сторону.

 

 

    5. Выводы

 

      Проект «Буржуазного либерализма» отработал вслепую индустриальный этап человеческой цивилизации; с большой скоростью, с большими издержками и большими долгами. Мавр сделал своё дело. Самое правильно, если все эти «мавры» спокойно оставят исторические позиции.

      На повестке дня тот Проект, категории которого были отринуты и опрощены капитализмом. Речь идёт о понятиях и механизмах целостности, гармонии, культуры. В будущем Проекте это будет реально воплощено в многообразии жизни.

 

 

 

 

 

 

Сопроводительный текст  (Примечания)

 

0. Предлагается форма изложения и подачи социальных установлений (далее – Проект) основанная на последовательном развёртывании определений.

В результате Проект диалектически рассматривается в следующих аспектах:

•      назначение, цели и принципы Проекта;

•      идеальная форма воплощения;

•      преодоление противодействий при реализации Проекта;

•      деформация Проекта в процессе реализации;

•      меры восстановления идеальной формы;

•      сопоставление конечной формы Проекта исходным целям и принципам.

Такая форма подачи выбрана, чтобы была видна обоснованность и непротиворечивость всех составляющих Проекта и возможность его устойчивого существования после реализации. Предполагается, также, что она поможет авторам своевременно выявить противоречия концепции и должным образом скорректировать Проект.

 

1. В отношении Проекта «Капитализм» принципиально важно наличие 2-х версий – условно: «для своих» и «для всех остальных». Этот Проект – как реально-исторический – амбивалентен изначально. В нём есть скрытые слои – как и в человеке.

    И принципиально важно видеть – куда ведут, в конечном итоге, обе версии этого Проекта: реально-историческая и теоретическо-витринная, чистая.

 

2. Идея – это раскрытое общее стремление; это то, что смутно является в хотении и озаряется пониманием «как». В социальных проектах – это ближе к смыслам человека. Идея осознаётся, берётся к реализации – и становится целью.

    Цель – это осознанное место, конструкт, объект, форма конечного достижения; это сформулированная точка следования, попадания; это то – «что». И туда ещё есть путь, траект; то есть цель в достижении проектируется и раскладывается в задачи; она то, что продуманно желается. В социальных проектах – это ближе к смыслам и конструктам общества.

      В социальных проектах исходная постановка в формулировке ответа на – «как бы сделать так, чтобы» – это «Идея». А необходимый социальный конструкт в его постановке, то есть реализация Идеи в смыслах социального устройства – это Цель.

 

3. К авторам и аналитикам, составляющим описание проекта по данной схеме.

Существует требование правильного написания, которое считаем методически обязательным! Начинать описание необходимо исключительно с п.п 1.4. и 1.5. («Цели развития и Ценностные ориентиры Проекта» и «Негативные явления в обществе, устраняемые Проектом»). А потом – продолжить с 1.1.

    Как минимум, это позволит Вам чётче разносить смыслы по уровням.

    То же относится и началу работы со 2-м Разделом. Для многих авторов будет правильным (и для процесса, и для результата), если сначала описать пункты 2.2 и 2.3; и только потом сделать обобщающие положения (без деталей) в пункте 2.1.

 

4. RESSENTIMENT – это психологическое самоотравление, проявляющееся в злопамятстве и мстительности, ненависти, злобе, зависти. Однако взятые по отдельности все эти факторы еще не образуют самого R., для его осуществления необходимо чувство бессилия.

    Ресентиме́нт — чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врага»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе».

    То, что итожит и замыкает социальное искажение – жизнь пост-фактум; когда человек выходит из единства и смысла. Конечный вопрос любого социального проекта – это состояние человека в этой социальности, способствование человеку в обретении именно человеческого призвания. Такое конечное массовое состояние человека можно определить пропорцией счастья и деструкции – как в отдельном человеке, так и в обществе. И несправедливое в обществе, и несчастное в человеке состояние – это отложенная или отчуждённая жизнь. Пост-фактумность, пост-характеристичность человека (или отложенная жизнь) сходятся к одному качеству в психо-сфере человека и психо-сфере общества. Оно проявляется по-разному, но суть его одна – искажение отношений, адекватности и переход в иллюзорные, невежественные, круго-замкнутые отношения; и это связано с использованием людей в своих целях, с манипулированием. На Западе этот комплекс называют ресентиментом. В зависимости от приложения у нас его называют: наоборотничеством, неудачничеством, паразитизмом, «говнючеством», держиворовством. Это некий социо-психический, операционный корень, а проявляется он в целом букете разного негатива. Именование этого комплекса со стороны социальности (стороны отношений) мы назвали выше; но есть его именованием и со стороны человека самого по себе, как его состояние. Это состояние огораживет (очерчивает) человека от его призвания – и это гордыня своих идей, направленных на своё.

 

 

 

 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Авторизация

Поиск по сайту

Посетители