_97_ (ОП) "Бюрократический социализм": опыт описания проекта по единой схеме _(25.04.2017)_

 

 

       (Историческая справка.

«Исторических социализмов», как связанных проектных комплексов теории и практики, в СССР было несколько, минимум четыре. Два из них получили, фактически, конечное оформление; и в неутихающих экономических и политических спорах они-то и «соревнуются» за представительство. Это – по хронологии – «сталинский или технократический социализм» и «хрущёвско-брежневский или бюрократический, или экономо-идеологизированный социализм». Это два отдельных проекта социализма, и описание их – как реальных по смыслам, целям, по логике развития и результату – должно быть отдельно.

      В построении реального социализма, в глубине силовых процессов шло взаимодействие и борьба 2-х источников событий, 2-х причинно-следственных линий, 2-х смыслов и пружин последней русской истории: собственно, русской (цивилизационно-религиозной) и привнесённо-западной. Так было во весь 19-ый век, так было под волной поднимавшегося СССР, так было и на излёте, когда боролись в КПСС две линии: цивилизационно-русская (1) и западно-демократическая (2), или глубже, через психо-установки, соответственно, в опоре на самоосознание и устроение (1) или на следование известному, вписанность в существующее (2). И ещё проще – или найти себя, или хорошо устроиться. Так получилось и с теми 2-мя проектами. По сути своей, по интересам и ценностям, по неизбежности опоры и движения «технократический проект» формировал бы «русский цивилизационный проект (общего дела и подъёма в небо)». А «бюрократический проект» отрабатывал на русской почве (барства) наследие формальных западных идеологий, догм.

      Кстати, если говорить о прямом наследнике, условно говоря, «ленинского и троцкистского проекта», то это был именно «брежневский социализм». Это была обленившаяся эволюция лозунгов и скрытого финансирования революций («исполнение революционного долга»). И в основе его были воинственно-схоластическая догматика, животно-пафосный атеизм и экономо-центричное понимание общества.) Короче – «хорошо устроились»…

      Итак.

      Данный социальный проект представляет собой устройство социальности, основанной на полном проникновении руководства одной центральной управляющей структуры (партии) во все поры общества при сохранении такого положения за счёт: (1) государственной собственности (обычно декларируемой, как общественная), (2) выравнивающего (менышего за счёт большего) интернационализма, (3) некоего «передового социального учения», (4) экономического благополучия и (5) дежурной риторики борьбы.

      (Первые 2 условия отличают это устройство от национал-социализма. Наличие ещё и 3-го фактора отличает от классического фашизма, как «корпоративного государства». При этом в последних увеличивается роль тайных знаний и структур. Вообще источником расхождения этих 2-х Проектов является психо-историческая установка: «Братство людей и народов» или «Превосходство над «другими». Отсюда и следуют различия)

 

 

    1. Идея, принцип

 

1.1. Мировоззренческие и гуманистические концепты, максимы, которые развёртываются и воплощаются, т.е. прописываются в Проект

 

      Данный проект обязательно имеет «священные тексты», символы, мифы, которые призваны объединять общество и давать смысл и цель в разворачивании вширь передового (лучшего) социального устройства, олицетворяемого передовым авангардом.

 

(1) На какие качества человека опирается Проект, какие его качества превозносит?

(Как понимается природа человека: его мотивы, смыслы, врождённые стремления. Какие его силы задействует?)

 

      Важнейшим качеством человека считается коллективизм и верность передовому учению. При этом человек воспринимается в линии «от бытия к сознанию»; то есть ставка делается на сознательность, но основой её понимаются материальные факторы. При такой двойственности оснований и требований, неизбежным фактором устойчивости становятся те качества некритической верности, доверчивости; а также образцы героизма.

      Мотивом человека представляется его благополучие, но и воспитываемые обязательства перед коллективом (иногда персонифицированном в чём-то особенном). Логично, что и понимаемая, и действующая здесь мотивация, стремление – это место в общественной иерархии, статус.

      Приветствуется скромность, но работает статус. Потому задействуется проектом именно уравновешивающая сила коллективизма.

 

(2) Какой человек, как идеал, декларируется в духовно-мировоззренческих, идеологических предпосылках Проекта?

 

      Если одним словом или образом, то это «Данко»; но при этом он воспринимается с подозрением. Мировоззренческие предпосылки связаны с материализмом и соответственно экономизмом. Но при этом декларируется освобождение от оков материи и экономики – в полном овладении ими. Достигается это коллективно, объективно, системно, а иногда волюнтаристски; и «герой» должен быть также системен или же приходить к этому.

 

(3) Единство отношения к человеку вообще

(Речь здесь о том, что социальная система (проект) может быть исходно построен на 2-х стандартах. Важно – сразу это заметить.)

 

      В принципе в самом обществе отношение к людям одинаково, имеется одна мерка – по означенным выше качествам. Но в силу двойственности (п.1) этих качеств возникает некое внутреннее лицемерие; которое возрастает вместе с расхождением в самой системе «слов и дел», вместе со стабилизацией положения общества и страны, вместе со «спокойной жизнью».

 

(4) Отношение к единому, целостному в обществе мировоззрению. Возможны ли в обществе группы с различным мировоззрением, или оно едино во всём социуме?

(В рамках идеологии и целеполагания Проекта насколько авторы проекта считают необходимыми мировоззренческое единство в обществе? Как решается этот вопрос?

Каковы приоритеты в системе координат, в которой на одной стороне:

(1) исключительность, (2) прогресс, (3) индивидуальное спасение, (4) жёсткая иерархия)

 

      Единое мировоззрение – причём связанное с социальным устройством – обязательно. Оно объявляется передовым (или научным); и строго верифицируется по официальным образцам, догматам. Обычно требуются ссылки на него в разных работах.

      Проект объявляет себя исключительным, прогрессивным, всесильным, но именно в силу наличия той «научной идеологии». К людям это относится только в силу приобщения к проекту, к идеологии. Иерархия и выстраивается по этому признаку, выражаемому местом, занимаемым в «партийном авангарде». «Индивидуальное спасение» или ответ на «вопрос смысла жизни» решается в коллективном действии.

 

1.2. Формулировка исходного принципа, идеи(1) Проекта

(В том числе, выдвигает ли Проект некие: идеологему, лозунг, призыв – вбирающие принцип, идею Проекта и направляющие путь? Как понимается идеология и каково отношение к ней?)

 

      Официальной идеей всего Проекта социализма является преодоление отчуждения и прорыв в царство свободы – через прекращение власти капитала и завоевание власти «передовым классом пролетариата».

      Реальной идеей «бюрократического социализма» (или «общенародного») стало так сказать благополучие народа, материальное благополучие… Вопрос о смыслах жизни переводится в общественную плоскость.

      Известный официальный лозунг: «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Лозунг же позднего реального социализма: «Догоним и перегоним <Америку>».

      Идеология – это линия авангарда (партии).

 

1.3. Способ реализации идеи

 

      Официально – революция и диктатура пролетариата. «Есть у революции начало, нет у революции конца».

      В реальности, в итоговой версии – так называемая «народная демократия». «Единый блок коммунистов и беспартийных».

 

(1) Особенности локализации Проекта

(Потенции глобальности в развитии Проекта (Кросс-культурность)  vs  Существующие ограничения по масштабированию.)

 

      Проект является миссионерским, то есть предполагает – по идейным соображениям – включение всего человечества в Проект. В старческой версии «бюрократического и конвергентного социализма» это отдано решению стран и народов.

     Не является кросс-культурным; потому что проводимая идеологией идея надстроечности культуры над «экономикой» не везде соответствует «аборигенным» представлениям. Может воспроизводиться в странах любых размеров.

      Проект достаточно интенсивен, в том числе в пробуждении творчества людей и планировании общего развития; но существует проблема использования продуктов творчества и то есть появляется вопрос «свободы творчества». Конечность планеты прямо не имеет катастрофического влияния; но существует вопрос раскрепощения творческой энергии человека. Развитие зависит от адекватности правящей идеологии и способности её подняться и поднять человека из сугубо социального уровня в Божественный.

 

1.4. Цели реализации и Ценностные ориентиры Проекта

(Как представляется авторам:

(1) наличие цели движения общества, и

(2) каковы эти цели – прямо решаемые в Проекте?

Есть ли ценности (конкретный перечень) –

(1) как основы и (2) прямо реализованные в Проекте?)

 

      Целью официальной и декларируемой доктрины является построение бесклассового общества, а объявляемым к этому средством – уничтожение государства и денег. Но действительность и первые же шаги реального Проекта опровергли предполагавшиеся средства решения; а дальнейшая практика даже привела к формуле «усиления классовой борьбы». Тем не менее драматические коллизии сделали конечным вариантом именно «бюрократический социализм».

      Целью «развитого социализма», как говорили, было эволюционное движение к коммунизму на основе экономического опережения «капиталистического лагеря» и соответственно материального благополучия людей. И здесь было создано непреодолимое противоречие для человека по стимулам и мотивам. Да, надо сказать, что и сам символ веры, а также догмат «коммунизма» – «От каждого по способностям, каждому по потребностям» – создавал целе-смысловую проблему, замыкая человека на этаже грубой материи. То есть цель создавала двойное восприятие. И с этим уже каждый человек разбирался сам. Будущее определялось тем, что царило в обществе: реальная правда или ложь; балансом того и другого на каждом уровне… Но это – о материальных потребностях, а есть и, скажем так, психо-культурные потребности. Здесь ещё сложнее, но об этом в конце.

      В Проект реально были прописаны, как основы, 2 ценности: труд и мир. То есть в политике упор и делался на труд, как всеобщую занятость, и на мир, как всеобщее достижение. В схоластике же ежедневной идеологии звучало 2 рефрена: «Ленин» и «Партия». Как легко это оказалось выбить! Потому что это не устои, а «шарики» или «монументы». Искусственные устои, несмотря на их созданную «исключительность», живут только пока постоянно поддуваются и штукатурятся.

 

1.5. Способ достижения цели и Мотивационная политика управления

 (Как авторы предлагают достичь цель своего Проекта: какими средствами, механизмами и пр.? И как поддерживать? На чём предполагают строить мотивацию людей в рамках целей Проекта?)

 

      Как говорили, способом построения коммунизма объявлялось «общенародное государство» или по-другому «союз коммунистов и беспартийных» при руководящей и направляющей роли партии. Партия была источником права и закона; и понятно, что становилась про-религиозной организацией. (С появлением иных, альтернативных ценностей это играло злую роль с ней и интернационализмом.) Вторым аспектом достижения цели объявлялось («правоверно» идеологии) – неуклонный рост благосостояния трудящихся; что подменило более фундаментальный и догматический императив опережения по производительности труда. Иных, особых методов и механизмов не предлагалось. Более того отвергались, как угрожающие, технократические способы, как, например, ОГАС (Китова-Глушкова), эпопея которой зародилась в сталинских институтах, а закончилась в конце 70-х, знаменуя и конец СССР (как «бюрократического социализма»).

      Мотивация – материальная заинтересованность, которая объявлялась не выше общественного признания (проявляемого во множестве форм), но с заматерением «бюрократизма» и с проявлением разных стандартов слов и дел – «сермяга рубля» становилась единственным аргументом. Эта амбивалентность, существовавшая в самих принципах и устоях, проявилась на уровне отношений.

 

1.6. Негативные явления в обществе, устраняемые Проектом

 

      Главное негативное явление, против которого был исходно нацелен Проект, как говорили, это засилье капитала, и соответственно отсутствие перспектив у трудового народа. Но вместо капитала данный Проект вешает на шею народу администрацию, отдавая управление некому идеологическому авангарду.

 

 

    2. Характеристики Проекта в его идеальном воплощении

 

2.0. Ключевые понятия и новации Проекта (язык Проекта)

(Язык и понятия, то есть понимание сути, часто возникают на излёте Проекта, уже в его полном развитии; в начале же многое находится в зерне…)

 

Классовая борьба – непримиримая форма отношений по отношению средств производства и соответственно собственности и власти; как говорится – «или-или»; неизбежно требующая компромисса после некой победы – при последующем восстановлении реального производства, которое и происходит на основе ценностной матрицы (ментальности) конкретного общества и «победившего» класса. Весь вопрос при восстановлении целостности – в степени глубины «ценностно-целевой матрицы» победившего класса…

Диктатура пролетариата – унаследованное от марксизма концентрированное выражение способа достижения власти и формы государства, оказавшихся вывеской для партийной бюрократии.

Интернационализм – объявленная новая форма социального объединения, наднационального и классового (в рамках победы конкретного класса).

 

2.1. Краткое описание идеальной (т.е. «как должно») реализации Проекта

 

(1) Структура общества

 

      В теории – 2-х уровневая неантагонистическая структура: передовой авангард (партия) и народ, объединённые общей целью.

      В практике – другие 2 слоя. Слой администрации (бюрократии), имеющий сложное переплетение интересов; и как верхняя его часть – номенклатура, то есть «непотопляемые управленцы», «проверенные партийцы». И слой трудящихся. Интеллигенция – трудовая – по названию и сути является нанимаемой прослойкой.

 

(2) Отношение к естественным социальным стратам (группам): родовым и профессиональным

 

      Таковых нет, категорически. Так называемые «социалистические профсоюзы» выполняют роль распределения дополнительных социальных благ, использования неких социальных фондов плюс рассматривают аспекты условий труда.

 

(3) Установки отношений между личным и общим в разных социальных сферах

(Акцент – на проектной установочности, прописанности отношений между интересами личным и общим (не - общественным), между «Я» и «МЫ»…)

 

      Однозначный приоритет общественного. Сами по себе эти аспекты абсолютизируются и идеологизируются.

 

(4а) Принципиальный образ экономики; источник и особенность её динамики в представлении Проекта

(В том числе, Степень идеологизации, жёсткости социально-экономических механизмов)

 

      С одной стороны, экономика объявляется – в терминах проекта – базисом общества; то есть основой отношений, из коих формируются и все остальные институты. А с другой стороны, как хозяйствование, все её процессы подчиняются «руководящей и направляющей руке» партии. Отсюда особенности ценообразования, выполняющего социальную функцию, но и нередкий произвол решений по всем уровням – связанный с отчётностью, сроками, победами, энтузиазмом.

      То есть динамика экономики диктуется задачами партии и устанавливается соответствующими планами. Над решениями довлеет дискурс идеологической правоверности, наподобие «закона стоимости» и пр.

      Эксцессы управления связаны с точностью информации и глубиной, адекватностью понимания объективных хозяйственных, технологических и инвестиционных процессов.

      Безусловным же достижением, относимым к источникам экономических процессов (или к главному обеспечению) является двух-контурная финансовая система.

 

(4б) В чём основания и обоснование экономики

(Речь о системных отношениях…

Основания – на чём держится функционирование, действие…

Обоснование – для чего/кого?; значение, призвание, смысл для «над-системы»)

 

      Основанием экономики являются план и двух-контурная финансовая система.

      Обоснованием – как это ни странно звучит – является политика всепроникающей партии; со всеми её ошибками и достижениями.

 

(5) Особенности отношений собственности и Экономическая субъектность

 

Собственность – государственная. Управляется – по поручению центральных министерств и по согласованию с партией. Конечная субъектность – у партийных органов.

 

(6) Способ (форма) получения и распределения благ. В том числе особенности распределения основных общественных ресурсов: информации и дохода.

 

Всё исключительно в рамках политики Партии

 

(7) Использование социальной цикличности и заложенное отношение к насилию

 

      Внутренняя цикличность, как социальный феномен, не исследуется; социология очень упрощена. Насилие подчиняется риторике «классовой целесообразности» и «защиты революции». В принципе, в обыденной жизни уровень бытового насилия не высок, и насилие строго отслеживается; но оно легко включается по принципу правоты коллектива, большинства.

 

(8) Иные особые формы организации, социальные технологии, меры принуждения

 

      Активное недовольство и деятельность против власти понимается ненормальной. И соответственно может проводиться изоляция недовольных в псих-больницах.

 

2.2. Формирование органов управления и субъект властных полномочий

(Согласно Проекту. Причины возможной несостоятельности формальных органов управления и способы узурпация власти описываются в разделе 3.2)

 

 

(1) Принципиальный образ власти; источник и особенность её динамики в представлении Проекта (в декларации и реализации)

 

      Формально систему управления можно назвать советской, то есть как систему Советов по всем уровням административно-территориального деления и соответствующими органами исполнительной власти, глава которой избирается этими Советами. Но главный, фактический здесь вопрос – это вопрос кадровый и вопрос выдвижения. Кому принадлежит инициатива? Здесь опять конечным субъектом является Партия, партийные органы.

      В рамках же своей компетенции Советы всё решают, действительно, демократически. Иное низовое самоуправление (инициатива самодеятельности) развито плохо.

      Проект предполагает наличие Конституции, то есть представлен, как конституционный строй. При этом положение партии, обычно, не находит юридически корректного и системного оформления в правовых новеллах; оставаясь в пространстве «умолчания».

 

(2) Иерархии и центры власти

 

      Центр власти один – Руководитель Партии и Верхний Коллективный орган («Политбюро»). Здесь выстраивается некоторый баланс сил, но возможности руководителя очень большие.

      Система открытая. Через партийные комитеты контролируются и иные, отраслевые иерархии.

 

(3) Механизмы обсуждения/принятия стратегических решений

(Как конкретно в управлении, каким механизмом организовано стратегическое осмысление ситуаций и развития)

 

      Всё то же, конечные решения принимаются в «политбюро». Но подготовка осуществляется рядом институтов, система которых определяется бюрократически, то есть сбором подписей по инстанциям в рамках принятых планов и интересов разных групп.

      Большую роль играет Академия наук и система государственной безопасности.

 

(4) Социальный базис властной элиты,

 

      Самый широкий. Но, как всегда, в таких системах образуются «свои», которых тянут за собой. Клановость вроде не приветствуется, но всё движение происходит по дружбе и верности. Во власть проходят гибкие люди; приспособленцы.

 

(5) Способ образования и переформирования органов власти, сроки полномочий,

 

В рамках некой освящённой традиции «народной демократии», во взаимодействии с партией. Полномочия первых лиц определяются «доверием партии». Сроки не имеют значения.

 

(6) Принципы и меры ответственности,

 

      В общем и целом, закон является общим для всех. Но, обычно, всегда есть лазейки для коллективных решений.

      И партия в принципе – над законом; наподобие коллективного самодержца. Потому есть верхний номенклатурный слой, который не подсуден.

 

(7) Критерии качества управления и обеспечение этого

 

      Как таковые объективные критерии отсутствуют.

 

2.3. Важные (системные) правовые и экономические аспекты и механизмы

(Какие механизмы реализуют ту силу в человеке, на которую ставит Идея проекта и опирается проект?)

 

      Коллективизм (или сила социальности), на которую ставит Проект и которую эксплуатирует (отсюда правильная этимология понятия «социализм»), формирует дух Проекта, а не просто «букву». Но практически любые решения в этом Проекте – коллективные. Отсюда проявляется одна из его болезней – персональная безответственность.

 

 (1) Форматы и Механизмы справедливости

 

      Справедливость, понимаемая, как равенство возможностей развития, реально прописана в Проекте; важно желание «творить и пробовать». Но это до некоего предела самореализации – когда возникает необходимость в разрешении, согласовании, финансировании, в соответствии плану. И здесь проявляется самый большой талант бюрократии – губить новое. А отсутствие иной собственности, кроме административно-государственной, не даёт альтернативы. Человек зажат в тиски бюрократии.

      В то же время в обывательском, бытовом, обыденном плане человек получает в массе равнодоступные образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение.

 

(2) Обеспечение устойчивости отношений Центр-Периферия

 

      Развитие в горизонтали территорий строится, обычно, равномерно. Периферия Проекта не угнетается. Многонациональные государства, обычно, имеют форму Федерации. И вот здесь кроется одна из опасностей для государств данного Проекта. Застойные явления создают трещины, которые, обычно, проходят по внутренним границам.

 

(3) Аспекты единства экономического пространства и самостоятельности экономических субъектов (локальных экономических субъектов)

 

      Единство экономического пространства является следствием всеобъемлющего планового хозяйства.

 

(4) Аспекты антиклановости и «социальных лифтов»

 

      Как говорили, клановость не приветствуется, служит обвинением, но по сути является «техническим средством» карьеры.  «Социальными лифтами» являются: членство в партии, служба в армии, успешность учёбы, но и принадлежность «династиям».

 

(5) Отношение к прибыли

 

      В оперативном управлении первоначально нет такой категории; но введение её, как механизма «материальной заинтересованности коллектива» в рамках планового хозяйства делает организацию и мотивацию в экономике противоречивыми, и передвигает интерес людей к просто прибыли. Так закладывается один из главных «дестабилизаторов».

 

(6) Обменный и инвестиционный механизмы

 

      Количество денег и направление их являются частью общей задачи управления экономикой. При этом важным элементов социализма вообще является 2-х контурная (налично-безналичная) финансовая система.

 

(7) Подходы к решению вопросов качества

 

      По общегосударственным стандартам. При этом 2-х контурная экономика – по товарам потребления и по государственной обороне и развитию – даёт параллельные стандарты производства. А снижение требований к гражданской продукции (из-за приоритета выполнения плана) порождает вал неудовлетворённости людей, относимой на систему в целом.

 

2.4. Мотивация к трудовой деятельности

(Факторы (экономические, социальные, по призванию) выбора вида деятельности,

факторы (моральные, экономические) обязывающие к труду,

меры мотивации к нудному и тяжёлому труду,

кто оценивает труд (критерии, способ), меры поощрения и наказания)

 

      По мере «зрелости» Проекта мотивация к труду становится всё более материальной. По мере образования номенклатуры и расслоения по бюрократическому признаку «свой», то есть по утрате веры в идеальные формулы партии, люди начинают считать здравыми простую логику «деньги – стулья».

      Кроме того, человек обязан трудиться, существует законодательство против тунеядства. Тяжёлый труд стимулируется оплатой и социальными преференциями. Труд оценивается достаточно объективно, но централизованно-плановая организация позволяет иметь множество «бездельных мест».

      Гарантированная минимальная социальная обеспеченность позволяет людям выбирать профессию по призванию, искать своё призвание; и это – большое достижение.

      Оплачиваемая работа в быту на другого человека не приветствуется, скрывается под иными формами, осуждается.

 

(1) Особенности формирования и действия трудовых коллективов

 

Принципы формирования трудовых коллективов – разные. Особым разрешением возможны кооперативные формы труда, когда распределение заработка происходит решением коллектива.

 

2.5. Важные социальные аспекты

(Способы (формы) осуществления гарантий, предусмотренных идеей Проекта и логически этим обусловленных. Меры, вызванные необходимостью умиротворения недовольства, описываются в разделе 3.3)

 

      Основными социальными гарантиями Проекта является «право на труд, на отдых, на образование, на здравоохранение». И всё это осуществляется в полной мере. Нарушения есть, но это носит не системный характер.

 

(1) Количественные социальные измерители

(Речь идёт о критериях состоятельности-эффективности, предлагаемых проектом. И это всё же интегральные показатели – то есть социальные, как по обществу в целом…)

 

      Отсутствуют.

 

(2) Конкретные особенности в Образовании, Науке, Здравоохранении

 

      Всё финансируется в рамках государственного бюджета и плана. Вопросы развития решаются соответствующими отраслевыми министерствами, и их исследовательскими структурами.

 

(3) Конкретные особенности семейной политики

 

      Семья считается ячейкой общества. В рамках статей социального обеспечения ей оказывается адресная поддержка.

 

(4) Национальная политика: свойственная системно или проектная

(Здесь представляется, что национальная политика может просто вытекать из общих установок (ну, например, неких демократических и потому отдельно, особенно не решается); а может иметь специальное акцентированное решение в проекте… Здесь некая аналогия с вопросом специфики формирования трудовых коллективов)

 

      Решения в области национальной политики принимаются целенаправленно, и связаны с поддержкой малых народов, языков и культур. При этом «осевой этнос» может испытывать состояние «предоставленности себе». В конечном итоге «национальные окраины» могут развиваться за счёт «национального центра».

 

(5) Особенности Судебной системы

 

      Выборная система судей. Кандидатуры предлагаются и согласуются партийными и советскими органами.

      В определённого уровня делах привлекаются «народные заседатели», делегированные от коллективов. Уровни судебной системы соответствуют административно-территориальному делению.

 

2.6. Факторы обеспечения технического прогресса

(Побудительные причины, другие особенности)

 

      Одна из болевых точек Проекта, так как планово-бюрократическая система постоянно сталкивается с «произволом творчества». И верх, конечно, берёт система. Исключения – в ситуациях чрезвычайного характера или при особого рода руководителях.

      Тем не менее существуют планы такого прогресса: спускаемые сверху они становятся обузой и причиной обмана. Основными же институтами обеспечения технического прогресса (кроме призвания и любопытства человека) являются научные институты. Они же являются и тормозом – в условиях финансирования от достигнутого и размазывания эффекта на многие годы.

 

(1) Процессы проектирования и планирования развития

(Как в Проекте на политико-системном уровне видится принятие решений по всем этапам прогноза, проектирования, планирования, …? Во взаимодействии каких сил (и методик)?)

 

      Организация процессов развития строится централизованно и в плановом порядке. Как говорили, для этого существуют научные институты и разведка. Система – реакционна, то есть работает, как реакция на вызовы. Без этого всё очень хорошо «засыпает».

 

(2) Особенности инновационного развития

 

      Финансирование – плановое. Существует поддержка рационализации на производстве. В целом всё работает – в рамках предыдущего пункта.

 

2.7. Область ответственности государства, особенность реализации триады «Человек-Общество-Государство»

 

      Данная триада, как развивающаяся целостность, не рассматривается. Государство отвечает за всё; но эта ответственность по правилу, что другого нет. Граждане полностью зависят от государства.

 

(1) Практические аспекты экологической политики (Ресурсо- и природо-сбережение)

(Здесь авторы не должны «удариться» в перечисление принципов и методов – этот перечень очень большой – но чтобы была привязка к механизмам. Здесь не нужно проявление метод-грамотности, а нужны решения… То есть, можно перефразировать в том смысле, что должна быть связка: принцип – решение. Принцип же сам по себе – типа «я об этом знаю» - не важен…)

 

      Особых, новых решений, связанных системно с Проектом, нет. И принципиально Проект не заточен на ресурсо и природо-сбережение. Они являются средством и откликом на требование прогресса. Но потенциал централизованности позволяет быстро мобилизовать на решение в том числе и экологических задач.

 

 

    3. Устойчивость Проекта

 

      В отсутствие простой при капитализме мотивации к труду на уровне выживания, основным вопросом социализма становится вопрос организации труда. Или проще – «Как заставить людей работать?» Почти ирония, но основное противоречие Труда и Капитала пришло к противоречию Труда и Администрации. Технический вопрос мотивации Труда стал основным вопросом практического социализма. Вопросом устойчивости.

      Усилия были на гордость по поводу передового социального строя. А надо было все силы направить на раскрепощение творчества и соответственно прорыв в новое технологическое будущее. (Но и здесь была засада – так как материалистический проект не способен был осознать фундаментальные уровни свободы, истоки идей и творческого начала и всегда впадал в интеллектуальную зависимость и зарегулированность.)

      Идеальная мотивация уважения и гордости с началом обмана элиты за максимум 10 лет (за 60-е годы) перешла критическую черту, и предмет их стал порождать насмешки и диагноз неадекватности.

      В отношении элиты А.Богданов сразу, в самом начале предупредил о возможном перерождении аппарата государственной власти. Он говорил о реальном предательстве элитой своего народа буквально за одно поколение – когда она осознает свою независимость от народа и безнаказанность. Это будет привилегированный слой, и у него появятся свои частные интересы, и он их реализует за счёт общего. «Партия должна как можно скорее передать власть низовым, народным структурам. Для этого в нём надо развивать гражданственность, сознательность, бросить все силы на передачу ему своих знаний и навыков. Если партия не успеет передать эту эстафету широким массам – то первое её идейное поколение сойдёт, а второе – станет новой элитой, использующей народ в собственных интересах».

      Выше мы говорили о засаде коммунистического (как предельной цели социализма) лозунга «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Мало того, что его акцентуация сразу замыкает на материальные потребности. Но – как в насмешку – если мы всё же, понимая человека целостным, берём его во всей полноте смыслов/потребностей, в том числе идеальных или психо-культурных, то фиаско лозунга становится просто оглушающим. Мотивы, приоритеты, понимание людей настолько несопоставимо разные, что говорить о действительном удовлетворении просто потребностей – даже опасно. Но ведь любой профанирующий лозунг, на котором строится практика, превращается в красивую удавку, в лживую карту. Зомбирующий шум, лишающий адекватности и дееспособности.

      Лозунг (а точнее здесь – «символ веры») социализма «От каждого по способностям, каждому – по труду» не использовал идеальную составляющую. Так откуда взяться идеальной мотивации при просто эволюции из 1-го этапа коммунизма во 2-ой?... Профанация-с.

 

3.1. Факторы, обеспечивающие устойчивость Проекта

(Мировоззренческие, поведенческие (инстинктивные и статусные) факторы, организационные формы и блокирующие меры, социальные слои (социальная база), категории деятельности)

 

      Безусловно, первое, это априори широкая социальная база. Второе – это соответствие идеалов социального проекта, ментальности народа, цивилизационным ценностям.

 

(1) Опорные социальные конструкты (форматы, институты, отрасли и т.п.) Проекта, работающие на устойчивость и развитие

 

      В силу двойственности, одни и те же институты могут и создавать устойчивость и раскачивать её – в зависимости от адекватности самого проекта, от его соответствия своим же лозунгам.

      Первое, устойчивость создают разные товарищества, в которых осуществлён действительно свободный труд. Но в административном зажиме они же становятся дестабилизирующим фактором.

      Второе, устойчивость создаёт единая партия, призванная к общему развитию и справедливости. Но если она отделяется от общества, она становится дестабилизирующим фактором.

      Вот такая система.

 

3.2. Возможные разлагающие аспекты, противодействующие идее Проекта

(Причины проявления недовольства у граждан, некоторых категорий населения или трудодеятельности, возможные формы их проявления, цели и способы их удовлетворения вопреки установлениям Проекта, формы и способы кооперации недовольных)

 

      Кроме ситуационных факторов, указанных в предыдущем пункте, разлагающе действуют на Проект разные анти-общественные проявления, показывающие безнаказанность и незаслуженные блага. Этот Проект, как огня и как в «Берендеевом царстве», должен опасаться фактов несправедливости, обид, ресентимента. А получается так, что при декларативном равенстве и фактической протекции он порождает зависть.

      Расхождение теории и практики – ещё один разлагающий аспект. Слыша вокруг, что именно Труд создаёт «все богатства на свете» и воспринимая осанну ему, на практике, в жизни, беря это за чистую монету, и вспоминая лозунг «кто не работает, тот не ест», «роботяги» видели и понимали нечто другое.

 

3.3. Меры преодоления разложения и недовольства

(Являются ли эти меры перманентно присущими Проекту? Если нет, то временны они или постоянны? Если постоянны, то противоречат ли исходной идее?)

 

      Бюрократическая система знает один способ преодоления недовольства: при ощущении силы – подавление, при потере силы – перестройка… Здесь нет работы по развитию системы.    Система приносится в жертву бюрократии.

 

 

    4. Эволюция Проекта

 

      Исторические социализм и капитализм – это близнецы братья по своему родовому началу. Оба они развиваются на культуре европейского модерна эпохи индустриализации. При этом капиталистическое общество решительно рвёт свои связи с ценностями традиции (общего развития) и с реализацией своих деклараций для всех, но при сохранении внешнего декора. А социализм, декларируя в начале разрыв со всем предыдущим (как всякий подросток), потом уже в реальном построении, реализуя пафос материализма, индустриализации, всё же воплощает традиционные константы в новых формах. Оба социальных проекта являются формой организации общества на базе развитого промышленного производства, а потому подчинены общим закономерностям, в первую очередь по ключевой зависимости от капитала. Социализм поставил его под контроль в интересах всего общества путём подчинения его государству. Но в действительности государство становится единственным собственником и нанимателем, бюрократия постепенно принимает классовый в марксистском понимании характер, и возникает конфликт её интересов с трудящимися массами…

 

4.1. Объективные материальные и мировоззренческие факторы (не политические), ограничивающие реализацию проектного идеала

 

      Во вражеском окружении важна возможность и способность опоры на свои силы («чучхе»); но это зависит от величины рынка и наличия полезных ископаемых. В конечном счёте всё зависит от степени решимости и консолидированности общества, а также от честности элиты.

      Это по определению – открытый Проект. Он непобедим – пока народ с ним един. А это единство может быть долговременным – если он отвечает и глубинной мировоззренческой смысловой матрице народа.

      Надо сказать, что, как проект справедливости, этот Проект относится не только к индустриальной эпохе. Просто имея мобилизационный потенциал, он хорошо работает в определённых исторических вызовах. А дальше, время его жизни зависит от того, что сказано в предыдущем абзаце.

 

4.2. Отличия от идеала начального этапа реализации идеи. Особенности переходного периода.

(В силу обстоятельств п.4.1 и возможно п.3.3 , Проект не сможет быть сразу воплощён в идеальной форме. Поэтому при начальной реализации Проекта, возможно, потребуются некоторые ограничения и уступки.)

 

      Это как раз момент политических обстоятельств, и это очень конкретно.

 

4.3. Мероприятия, способствующие приведению Проекта к идеалу

(Мероприятия и их последовательность, модернизирующие Проект от начальной к форме, изложенной в исходной идее. При этом модернизации и деформации могут подвергнуться как раз факторы указанные в п.4.1;  но это не обязательно плохо, ибо зависит от их содержания. Описание предполагаемых сценариев преодоления мешающих факторов, в том числе возможность гибкого управления (подстройки).)

 

      Как продолжение п.4.2., это очень конкретно.

 

4.4. Предполагаемый итог предельного развития исходной идеи Проекта. Разрушаем ли Проект, каковы обстоятельства его прекращения (возможно ли прекращение цели или возможности её достижения)?

(В результате мероприятий в п.4.3., в итоге может сложиться проект отличающийся от предполагаемого при идеальном воплощении Проекта. Ограничен ли во времени период применения мер в п.3.3. и п.4.3.? Не станут ли эти меры непреложными составляющими Проекта? Отличия итоговой социальной структуры от предполагаемой при идеальном воплощении Проекта? Противоречат ли эти отличия исходной идее?)

 

      Об обстоятельствах разрушения Проекта было сказано в начале Главы 3 «Устойчивость Проекта». Здесь коротко повторим.

      Данному Проекту, независимо от эпохи, главные угрозы – внутренние, то есть перерождение элиты, прекращение её целостности с народом, прекращение её служения, и тогда прекращение развития. Как исходное этическое состояние, это потеря честности, потеря связи с императивами, со смыслами Бытия, с Богом.

      Сама по себе цель счастья и развития народа – не имеет предела вовне. Но материальное благополучие – безусловно – имеет. Эти пределы здесь с 2-х сторон: внешней и внутренней, – то есть ограниченности планеты при беспредельности желаний. Именно материальные мотивы и приводят к вырождению элиты. Буквально, за 2 поколения.

 

4.5. Какие черты личности данный Проект стимулирует, а какие подавляет?

 

      В идеальной постановке, да, Проект стимулирует коллективизм. Но уже первые искажения – а это искажения, как говорили, связаны с элитой – сразу влияют на данное качество. И это связано с сугубо материалистической ориентацией исторического Проекта «Бюрократический социализм». При неизменности материалистической направленности проекта, он неизбежно редуцируется и переходит уже на откровенно буржуазный вариант.

 

(1) Согласуется ли это с гуманистическим концептом п.1.1?

 

      Не полностью. Человек-идеалист, идущий и ведущий к коммунизму без страха и упрёка – это не про этот Проект. Потому что природа человека и мотивация человека рассматривается с позиции тела.

 

(2) Какое реальное отношение к человеку и какого человека формирует Проект? Какие вызовы для человека?

(В частности оценка провоцирования качеств ресентимента/гордыни (2) )

 

      Исходное отношение к человеку соответствует установкам Проекта. Но его развитие в сугубо материальном плане в конечном итоге уничтожает приоритеты коллективизма. В обществе культивируется зависть, возвышение одних над другими по аспектам статуса. И это в свою очередь создаёт почву для гордыни и ресентимента.

 

 

    5. Выводы

 

      Выше мы говорили о двойственности Проекта «Социализм», существовавшей в самих принципах и устоях, и проявившейся на уровне отношений.  Социализм (который «научный» и который считается «анти-капитализмом») исходно, по факту не сумел состояться отдельно от капитализма, то есть он – исторический – не имел своей действительной, отдельной, должной ему онтологии[1], как описания бытия-основания-раскрытия целостного человека в цивилизации и истории[2]; ну не считать же за социальную онтологию – марксовы игрушки: теорию классовой борьбы, ист-мат, то есть теорию экономических формаций, и диа-мат, то есть 3 правила совмещения и разрешения (или разрушения) противоречий в плоскости их же столкновения.

      Любая оценка верна относительно времени и контекста. Также и в отношении «игрушек марксизма»; которые, конечно, сыграли свою роль. Здесь же невольная оценка даётся не в историческом контексте, а по отношению социальной онтологии, то есть действительных основ социальности… И при этом верно и то, что именно «красный проект» спас «русскую цивилизацию» - через чёткое называние и понимание врага, через общую мобилизацию, через очищение кровью… Но и эти же игрушки привели потом к разрушению – не имея, не давая социальной онтологии, то есть смысла и адекватного действия.

      Как следствие этого отсутствия онтологии, существует глубинное противоречие Проекта по ставке на человека и одновременном закрепощении его же творческого начала; и существует невозможность раскрыться, соответствуя природе, сути, смыслам целостного человека. Это как-бы обрезанный сверху проект. И чтобы вернуть ему жизнь и дееспособность, надо вернуть Бога; то есть преобразовать его социальность по правилам устроения Божественного мира; то есть наполнить его смыслы действительными смыслами человека.

      Да, даже первоначально предполагалось строить государство (и отношения) без денег. Но реальность усугублявшихся разрухи и развала быстро вернула адекватность. Мечты и идеологемы – не панацея, а глупость их внедрения не может оправдываться «верностью идеалам». В отсутствие всепроникающего управления только деньги могли выполнить роль хотя бы экономической интеграции страны. А для «безденежной экономики» нужна была не «победа класса», а «технологический уровень», который тогда отставал на 2 этапа, на 2 порядка[3] – «хорошо, если только штаны порвутся при перепрыгивании». Нужна была бы всеобщая, тотальная информатизация (а, кстати, метод то Межотраслевого баланса В.Дмитриева, рассчитываемого по труду, к этому времени уже был готов); но кроме этого простого технического условия необходим был ещё и «другой человек». И это – главный вопрос.

      Надо было настроиться на длительное, выверенное по целям и этапам движение вперёд, и дать в прекрасной мечте простор творцам – а сделали наоборот, и стали не просто «хорошо и много кушать», но интересом стало только то это. «Рыба гнила с головы, со рта».

      В «бюрократическом социализме» есть несколько принципиальных проблем. В концептуальном плане – отсутствие мистической связи с народом и отсутствие образа будущего. В управленческом плане, в прикладной части – отсутствие гибкой и верифицированной по всем элементам согласованности изменений. И это – как приговор.

      «Капитализм» ставит вопросы финансово эффективного производства (и замыкается на обмене, то есть на финансах), «социализм» ставит вопросы социально эффективного распределения (замыкаясь в масштабе микро-экономики и соответствующего плана). И оба они – одного поля ягода, экономического поля. Вызовы же не просто в экономике, а в смыслах, в мировоззрении. И лозунги социализма соответствовали духу нашей цивилизации, и нужны были стране, оказавшейся на краю – потому и победили.

      100 лет назад, в то время, в той энергетике, силах и знании только красный проект мог дать сохраниться русской цивилизации. Так было – парадоксально (или диалектично). Но красный проект нужен при мобилизации, возрождении, борьбе; и он же быстро сгнивает (в 2 поколения) в простой и нормальной жизни – если не претерпит изменение ценностной базы...

      С ним происходит то же, что с империями, когда они, их окраины начинают «хорошо жить» и только. Но быстрее; потому что материализм быстрее сгнивает, быстрее подменяет основы. Тогда как изменение ценностной базы с узко-классовой (социально-материалистической) на культуро-смысловую (духовную) меняет и отношения, приоритеты...

      Кроме того, сейчас не получится повторить один в один опыт 100-летней давности. К новому, гармоничному социализму мы пойдём через знание, осознание, через культуру Целого. А мобилизация и единение произойдут не под револьверами красногвардейцев, но, как всегда:

1 - под вызовами раскрывшегося врага

2 - за чётким альтернативным проектом лидера

3 - в осознанности народа

      Порядок прописан, и это был бы лучший вариант. Но в любом случае, в красную реку ещё раз войти не получится...

      «Современность требует новых мобилизующих знаний, как по содержанию, так и по форме. Эмпирический и теоретический материал истории, знание социологии, психологии, экономической теории и других общественных дисциплин – их более чем достаточно для того, чтобы конструктивно и полностью осознанно подойти к устроению собственного дома – Державы и поддержанию в нём традиционного, освящённого многими поколениями жизнеустройства, с особым пониманием должного, справедливости и красоты.» (Л.Г.)

 

 

 

Сопроводительный текст  (Примечания)

 

0. Предлагается форма изложения и подачи социальных установлений (далее – Проект) основанная на последовательном развёртывании определений.

В результате Проект диалектически рассматривается в следующих аспектах:

•      назначение, цели и принципы Проекта;

•      идеальная форма воплощения;

•      преодоление противодействий при реализации Проекта;

•      деформация Проекта в процессе реализации;

•      меры восстановления идеальной формы;

•      сопоставление конечной формы Проекта исходным целям и принципам.

Такая форма подачи выбрана, чтобы была видна обоснованность и непротиворечивость всех составляющих Проекта и возможность его устойчивого существования после реализации. Предполагается, также, что она поможет авторам своевременно выявить противоречия концепции и должным образом скорректировать Проект.

 

1. Идея – это раскрытое общее стремление; это то, что смутно является в хотении и озаряется пониманием «как». В социальных проектах – это ближе к смыслам человека. Идея осознаётся, берётся к реализации – и становится целью.

    Цель – это осознанное место, конструкт, объект, форма конечного достижения; это сформулированная точка следования, попадания; это то – «что». И туда ещё есть путь, траект; то есть цель в достижении проектируется и раскладывается в задачи; она то, что продуманно желается. В социальных проектах – это ближе к смыслам и конструктам общества.

      В социальных проектах исходная постановка в формулировке ответа на – «как бы сделать так, чтобы» – это «Идея»; и это соотносится с Мечтой. А необходимый социальный конструкт в его постановке, то есть реализация Идеи в смыслах социального устройства – это Цель; и это соотносится с Концептом. Весь же 2-ой Раздел – это уже Доктрина, путь к Цели.

 

2. RESSENTIMENT – это психологическое самоотравление, проявляющееся в злопамятстве и мстительности, ненависти, злобе, зависти. Однако взятые по отдельности все эти факторы еще не образуют самого R., для его осуществления необходимо чувство бессилия.

    Ресентиме́нт — чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врага»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе».

    То, что итожит и замыкает социальное искажение – жизнь пост-фактум; когда человек выходит из единства и смысла. Конечный вопрос любого социального проекта – это состояние человека в этой социальности, способствование человеку в обретении именно человеческого призвания. Такое конечное массовое состояние человека можно определить пропорцией счастья и деструкции – как в отдельном человеке, так и в обществе. И несправедливое в обществе, и несчастное в человеке состояние – это отложенная или отчуждённая жизнь. Пост-фактумность, пост-характеристичность человека (или отложенная жизнь) сходятся к одному качеству в психо-сфере человека и психо-сфере общества. Оно проявляется по-разному, но суть его одна – искажение отношений, адекватности и переход в иллюзорные, невежественные, круго-замкнутые отношения; и это связано с использованием людей в своих целях, с манипулированием. На Западе этот комплекс называют ресентиментом. В зависимости от приложения у нас его называют: наоборотничеством, неудачничеством, паразитизмом, «говнючеством», держиворовством. Это некий социо-психический, операционный корень, а проявляется он в целом букете разного негатива. Именование этого комплекса со стороны социальности (стороны отношений) мы назвали выше; но есть его именованием и со стороны человека самого по себе, как его состояние. Это состояние огораживет (очерчивает) человека от его призвания – и это гордыня своих идей, направленных на своё.

 



[1]   При этом «индустриальный социализм», как и любой другой, имеет требование к новому человеку, он отсылает к вневременному социализму, онтологией которого является «коллективность», максима коллективности… А в «историческом социализме», по факту, социальная онтология оказалась общей с капитализмом, их действительная и главная опорная база оказалась одной – капитал и административность; но при разном соотношении работы с ними.

 

[2]     И здесь есть ещё один исторический пример. Дуновение истины «чучхе» было воспринято, но искажено, не донесено народу в трансляции вождя, как уже нечто политико-управленческое. «Опора на собственные силы» - это уже пост-фактическая компиляция смысла ощущённой истины «отдельности от капитализма». Это уже идеолого-практическая постановка, как задача; а смысл был не осознан, он был потерян, и проектное действие стало не правильным. «Отдельность от капитализма» - она должна была быть в социальной онтологии. А получилось обособление от мира, как скверны - с неизбежными издержками такого решения в нашем материальном мире, где есть свои макро-зависимости. Да, они преодолеваются волей, но воля то должна быть единой... Создавая «чучхе» не внутри Проекта, не в самодостотаточности и творчестве человека, а «снаружи» Проекта, при административном зажиме и культивировании врага, в этот социалистический Проект был запущен дракон, кусающий себя за хвост. Народ не имеет действительных смысловых опор и психологически надломится при выбивании просто политических скреп. Без веры, без сохранения уважения к своему прошлому Корея не сможет строить новую, мирную жизнь. Если народ не получит оправдания, не получит правильного объяснения и опоры для жизни, будет плохо. Выход в правильном пути осознании той истины, которая первым открылась именно корейцам; здесь и может быть применено лекарство без превращения его в яд.

 

[3]     Если назвать их не по технологиям и типам освоенной энергии, а по качествам, то это:

(1) полная электрификация и индустриализация, (2) полная информатизация и автоматизация.

Авторизация

Поиск по сайту

Посетители