_98_ (ОП) "Технократический социализм": опыт описания проекта по единой схеме _(10.05.2017)_

 


       (Историческая справка.

«Исторических социализмов», как связанных проектных комплексов теории и практики, в СССР было несколько, минимум четыре. Два из них получили, фактически, конечное оформление; и в неутихающих экономических и политических спорах они-то и «соревнуются» за представительство. Это – по хронологии – «сталинский или технократический социализм» и «хрущёвско-брежневский или бюрократический, или экономо-идеологизированный социализм». Это два отдельных проекта социализма, и описание их – как реальных по смыслам, целям, по логике развития и результату – должно быть отдельно.

      В построении реального социализма, в глубине силовых процессов шло взаимодействие и борьба 2-х источников событий, 2-х причинно-следственных линий, 2-х смыслов и пружин последней русской истории: собственно, русской (цивилизационно-религиозной) и привнесённо-западной. Так было во весь 19-ый век, так было под волной поднимавшегося СССР, так было и на излёте, когда боролись в КПСС две линии: цивилизационно-русская (1) и западно-демократическая (2), или глубже, через психо-установки, соответственно, в опоре на самоосознание и устроение (1) или на следование известному (в европах), вписанность в существующее (2). И ещё проще (но и точнее, по мотивам) – или найти себя, или хорошо устроиться. Так получилось и с теми 2-мя проектами. По сути своей, по интересам и ценностям, по неизбежности опоры и движения «технократический проект» формировал бы «русский цивилизационный проект (общего дела и подъёма в небо)». А «бюрократический проект» отрабатывал на русской почве (барства) наследие формальных западных идеологий, догм.

      Полностью о «проекте Сталина» мы можем догадываться, понимая его именно как наметившееся (и оставшееся в намётках орг-решений) движение в определённом направлении социального устройства. При этом о действительных, внутренних мировоззренческих принципах «автора» судить сложно, но можно выделить то официальное, что проявилось в последние годы жизни Сталина.

      В чём отличия «технократического (сталинского) социализма» и «бюрократического (брежневского) социализма»? Где развилка между ними? И следующее – куда развивается «сталинский социализм», где развилка от него дальше, в какую сторону?...

      Интересно то, что развилка была в самом начале, за 10 лет до революции; в лице конкретных людей. Ноосфера (или содержательная целостность) воспроизводит весь комплекс смыслов, через определённых людей; другое дело, что именно через крайности проще и доходчивее по тому времени передавались субъектами вызовы эпохи; и решались соответственно… Итак, это были Ленин и Богданов, конгениальные оппоненты. Прав был, и срывал овации Богданов; но направил революцию (имея в т.ч. финансирование) и разрубил узлы Ленин. Главное их отличие, кардинальное – по отношению культуры. Для Ленина – это, во всех смыслах, вторичное; для Богданова – первичное… Чтобы ощутить понимание, стиль, постановку А.Богданова, приведём одну его короткую фразу: «Идея целого прежде всего и постоянно должна выступать с полной отчётливостью, должна проводиться от начала и до конца, чтобы никогда не теряться в частностях». А для расширения картинки вспомним здесь также то, что именно Богданов ввёл понятия «техническая интеллигенция» и «научно-техническая революция»; и обратимся ещё к одному сопоставлению.[1]

      Главную опасность для революции, для социализма А.Богданов видел в бюрократии, в отрыве интересов чиновников от интересов народа, то есть в управлении для себя. И здесь есть некое совпадение анти-бюрократических дискурсов у двух самых противоположных вестников революции: Богданова и Троцкого. Но для «первого» в его картине будущего это онтологическая преграда и враг, а для второго просто «выкрик» в проигрываемой борьбе за власть, понятная ему саморефлексия, отнесённая на эволюцию знакомого социального организма. Максимальная и открытая идейная база Троцкого – перманентная революция. Мировоззренческо-идейная база Богданова – Новый человек, воспроизводящий целостный и технически совершенный мир…

      Линия Ленина с её экономическим детерминизмом и практицизмом[2] совершенно естественно через Троцкого (абстрактного волюнтариста и манипулятора со скрытыми целями, но как раз транслирующего «экономический взгляд») в мирное время уходила к Хрущёву и Брежневу (украинским прагматикам, умевшим «пожить»). А пробивалась ли, оформлялась ли линия Богданова? При всей противоречивости и непроизнесённости наследия Богданова (что жаль, иначе бы осмысление могло пойти правильно) линия Сталина в мирном строительстве (в том числе в борьбе с бюрократами[3]) продолжает дело Богданова. Но как далеко и последовательно развился бы этот Проект?

      Здесь надо вспомнить ещё один как-бы парадокс, который является таковым для начитавшихся формалистов. В «экономически-детерминированном социализме» (троцкизме, которому, как характеристике, здесь надо добавить ещё «революционную фразу») присутствует некая уравнительность (как некий родовой комплекс), которая периодически проявляется в несуразных, механистично-административных решениях; в огульном урезании расценок, в ограничениях по подворью и т.п. Как ни странно? – Но в том то и дело, что важнее логики в один шаг от догмы там было всегда одно – сохранение власти и значит сохранение соответствующих моментов идеологии. «Нельзя – и всё» И не важен смысл.

      Сталинский социализм также наследовал марксистский дискурс, но он не руководствовался везде и во всём просто догмой базисности экономики, а власть не отделялась от смыслов/задач устойчивости страны и народа. (Это называется – «здравый смысл».) И в этом социализме не было уравниловки; там возможны, зарплаты рабочих, большие, чем у начальников, зарплаты учёных, большие чем у партийных бонз, возможны зажиточные колхозники и артельщики, возможна прислуга по дому. За этим стоял смысловой вопрос – Ради чего? Для какой конкретной цели, практической пользы всего общества? И были конкретные ответы – ради создания, открытия, увеличения, достижения, …И это по факту работало (с уточнением – на том участке в 10-15 послевоенных лет).

      За этими 2-мя социализмами стояло простое различие: (1) «административное недоверие народу, которого надо держать в узде; потому, как есть угроза власти и её идеологии пролетарского диктата (по теории)»  или  (2) «функционально-технократическое, здравое отношение при решении общенародных задач развития, без особой теории»

      Понимая это различие, спросим снова – до какого упора дошёл бы «сталинский технократический социализм»? К какой развилке бы он подошёл?...Мы попробуем обозначить её; но сначала проясним сутевую проблемную постановку «социализма», в одно предложение. Это следующее. Да, основа, опора действительного социализма находится в человеке и культуре, но решения в экономике находятся не в идеологемах, а в системных механизмах пропорциональности целостного хозяйствования в условиях инвестиционно-творческой поддержки человека и целевой установки общего развития.

      Итак, что уже было в сталинском проекте, как основное для движения в будущее? – (1) техническое развитие и приоритет технических спецов, (2) подчинённость финансовой системы развитию, причём сбалансированная, (3) приоритет образования и науки, (4) система стимулирования развития на производстве, (_) всё. Была оформлена социальность интенсивного роста, а чего не было? Не было смысла – «Зачем?». (Ну оборонились бы, ну накормили бы Европу и Африку – А потом?) Сталин это и называл, что «без теории нам конец!» Уже после него такой смысл представил И.Ефремов, в традиционном и уже конкретном космизме. И даже не то, что было поздно; но это было мировоззренчески нейтрально (что и было единственно допустимым форматом). Это было о человеке «коммунистического далёко», как во времени, так и в пространстве, об этически и технически сильном человеке, о «богдановском человеке»; прошлое которого было максимум в Древней Греции, а будущее – непонятно где.[4] Вот это – «непонятно где будущее» и «непонятные корни» - и было проблемой. И то есть проблема была в Культуре, которая оставалась пролетарской; и даже ниже богдановского «Пролеткульта», потому что без некого высшего смысла, без осмысления бытия.

      Вот это и есть точка развилки. Сталинский проект встал бы перед выбором: (1) или обретение верхнего этажа смыслов и мировоззрения (выбросив марксизм на свалку) и тогда обретение всей своей истории назад и вперёд, (2) или логичное оформление именно материально-экономических мотивов с техническим контролем над обществом… Но мы чуть торопимся, это не тема нашего описания; мы говорим о том, что до этой точки, и что вероятнее всего состоялось бы.

      И последнее. «Социализм» есть реализация в социальности одной из метафизических основ человека – «коллективности» (как «отражения онтологической нелокальности мира» – В.Т.). Он, как вневременной паттерн, воспроизводится не один раз в истории; по глубинным своим смыслам – не только в индустриальную эпоху, но в любой эпохе (если будут и позволят обстоятельства). Потому что это глубинная максима мироздания, опорная сила. Вот только её реализовать надо правильно – в гармонии с другими «основами» человека, как имеющего призвание; в том числе метафизическое.

      Ортодоксальный проект «социализма» эпохи модерна сопоставлен в другом описании –  «Бюрократического социализма» (см. отдельный текст). Здесь он, как исходный и декларируемый, повторяться в описании не будет; ещё и потому, что «Технократический социализм» в его развитии уже никак не связан с догмами марксизма.) И надо понимать, что в реальности, в жизни СССР были перемешаны оба проекта. Люди, организации и разные эпохи СССР жили в той или иной пропорции этих социализмов (БС и ТС). Отсюда и раздвоенность его восприятия у разных людей.

      Итак.

      Данный проект «Технократический социализм» представляет собой устройство общества, объединённого общим стремлением счастья в коллективном достижении высот знания и управления материей под руководством идеологического авангарда и низовой демократии советов, в опоре на (1) коллективизм, на (2) первостепенное внимание образованию, науке, на (3) глубокое использование принципов научного управления в обществе, на (4) покорение природы и завоевание космоса, на (5) распространение так называемого «коммунизма» вширь, как всеобщего счастья и роста. «Будет людям счастье, счастье на века…»

      «Технократический социализм» в отличие от «бюрократического социализма» принадлежит именно индустриальной эпохе. Его отличительной чертой является последовательное сокращение рабочего времени – вплоть до (например, 4-х часов) оптимальной пропорции времени производства и развития.

 

 

 

    1. Идея, принцип

 

 

1.1. Мировоззренческие и гуманистические концепты, максимы, которые развёртываются и воплощаются, т.е. прописываются в Проект

 

      Действительное мировоззрение или основу данного Проекта составляют: принципы индустриального хозяйствования Д.Менделеева и В.Дмитриева, наука управления (в т.ч. А.Богданова,), принципы педагогики А.Макаренко, принципы космизма и разумности (И.Мещерский, В.Вернадский)…

 

(1) На какие качества человека опирается Проект, какие его качества превозносит?

 

      Таковыми качествами являются: коллективизм в виде подчинения мнению коллектива («демократический централизм»), трудовой энтузиазм, творческое отношение, верность общему идеалу. В продолжение этого можно перечислить: адекватность, правдивость, грамотность, устремлённость, трудолюбие.

      «Природа» человека формируется в обществе, человека «создают» общественные отношения. Врождёнными являются рефлексы и наследственные особенности. Но главное в человеке формируется в коллективе, в совместном труде.

      Проект и задействует, прежде всего, силы коллективизма. Гордость считается качеством позитивным, подъёмным (Богданов называл это ощущение – «гордость коллектива»). А анти-общественными – уныние и зависть.

      Мотив человека – завоевание высот внешнего мира, познание Вселенной в смысле постановки на службу человеку; и завоевание уважения в обществе, и то есть некого статуса.

 

(2) Какой человек, как идеал, декларируется в духовно-мировоззренческих, идеологических предпосылках Проекта?

 

      Это человек, который движется вперёд… И это, конечно, образ Данко (или Прометея), который является наиболее представительным для этого Проекта; без каких-то спекуляций. «Коллективист», ведущий из тьмы к высокой и светлой цели. Человек «коммуны». Потом этот образ дополняется ещё аспектами созидания, направленного на преобразование внешнего мира. Второй образ, характеризующий человека этого Проекта – это человек-Творец. Человек – жертвующий ради великой цели «прекрасного человека и человечества» (что опять же сошлось в образе Богданова)… Но вот цель всё та же – как бы внешняя.

      Какие-то собственно человеческие качества не выделяются, они рассматриваются в прицеле созидательности общества; то есть которые качества на это работают, те и важны. Проблема личных переживаний, возможных фрустраций снимаются, остаются сзади в порыве строителя нового общества. Он – представитель человечества «через миры и века». В человеке важно это ощущение движения вперёд…

 

(3) Единство отношения к человеку вообще

 

      В Проекте не просто единое отношение к человеку, как единому всем примеру, здесь не просто единая мерка – но на практике отсутствие преград между слоями перед лицом объединяющей и мобилизующей цели. (Но вот этот фактор «социальной мобилизации», «социальной мобилизованности», он то и является «критическим» …)

 

(4) Отношение к единому, целостному в обществе мировоззрению. Возможны ли в обществе группы с различным мировоззрением, или оно едино во всём социуме?

 

      «Социо-центрический футуризм» - так можно было бы назвать общее мировоззрение общества. Из названия ясно, что в основе его 2 устоя – «общество, общность» и «будущее». Всё, что находится в данном контексте, принадлежит общему мировоззрению. И тогда частным мировоззрением оказывается анти-общественное и обращённое вспять – что в общем-то легко переводится в маргинальное…

      Общественный энтузиазм и общественный пессимизм – вот в принципе главный водораздел в настроении и мировоззрении. А вот какое под этим содержание – это и есть вопрос общественной динамики.

      «Единица – вздор», коллектив, партия – сила. И если говорить в координатах исключительности, то речь здесь может идти об идеологической исключительности, связанной с созиданием новой жизни. Прогресс, безусловно, является некой общественной доминантой. И отсутствие новых достижений, застой довольно болезненны для общественного настроения, самочувствия. Тема «индивидуального спасения» совершенно вне общественного дискурса; да и вообще сама тема «спасения». Тема религии маргинальна. Иерархия есть, но связана с заслугами.

 

 

1.2. Формулировка исходного принципа, идеи Проекта

 

      Таковой идеей можно назвать своеобразное представление о сверхчеловечестве, о выходе за пределы ветхой истории и обретении новых возможностей при коллективном овладении силами природы. Даже бессмертие ставится, как некая реальная, техническая задача. В пределе – покорение миров (пространств) и веков (времени)

      На всём пути Проекта его лозунгом является известное кредо стоика Сенеки «через тернии к звёздам». Идеология марксизма не является определяющей, это больше «язык партии»; но в этом то расхождении и есть опасность. Реальной идеологией является «Общее дело»; в том числе с предками…(как возможное нео-язычество).

      Невозможно считать управляющим лозунгом и знаменитое марксистское «от каждого по способностям, каждому – по потребностям»; которое по своей заскорузлости стало одной из причин отсутствия понимания цели, а потом и сдачи тому обществу, которое как раз и знает всё о потребностях…

 

 

1.3. Способ реализации идеи

 

 (1) Особенности локализации Проекта

 

      Проект может быть глобальным, то есть идея технического и коллективного освоения мира вполне может быть воспринята человечеством. Но он не является кросс-культурным, так как есть культуры и общества со стержневой идеей Бога.

 

 

1.4. Цели реализации и Ценностные ориентиры Проекта

 

      Проект исходит из того, что общество должно иметь цель движения вперёд, и таковой целью является построение общества и людей, как гармоничной целостности на путях технического могущества. Через это предполагается преображение человечества. А путём является всеобщая образованность. Это является условием счастья всех и справедливости. Образование, причём в коллективе, и являются одним из приоритетов, решаемых в Проекте.

     Основополагающими ценностями, как говорили, являются коллективизм, самопожертвование, образованность, профессиональный рост.

      «Коммунизм» при этом становится синонимом самоподъёмной жизни трудящихся; на этом и сходится официальное представление о счастье и смысле жизни.

 

 

1.5. Способ достижения цели и Мотивационная политика управления

 

      Планомерным, постоянным, коллективным усилием на каждом рабочем месте и под управлением идеологического авангарда. Мотивация при этом, как материальная, так и идеальная; причём одинаково оправданная и действенная. Уважение коллектива – не пустое понятие. При этом соблюдается справедливость распределения, направленная на общую мотивацию развития.

 

 

1.6. Негативные явления в обществе, устраняемые Проектом

 

      Замкнутость человека на самом себе, разобщённость. Развитие одних за счёт других.

Отсутствие планомерного развития общества.

 

 

 

    2. Характеристики Проекта в его идеальном воплощении

 

 

2.0. Ключевые понятия и новации Проекта (язык Проекта)

 

Техническая интеллигенция – организационное ядро научно-технической революции; и тем самым передовой отряд строительства «социализма».

Научно-техническая революция – необходимое продолжение и развитие социальной революции индустриальной эпохи; как это сложилось в реальном социализме. Но правильна и обратная связь – от НТР к социальной революции.

 

 

2.1. Краткое описание идеальной (т.е. «как должно») реализации Проекта

 

      Экономика данного Проекта является интенсивной (или мобилизационной). Такова была историческая особенность его начала, когда условием выживания был опережающий рост производства средств производства. А сохранилось бы это отличительное качество далее; в том числе в отсутствие вражеского окружения и воздействия? Какова причина, мотив, основание экономического благополучия в нормальных условиях? А это связано с постановками задач правящего авангарда. Двух-контурная денежная система [потребительская (наличная) и инвестиционная (безналичная)] позволяет решать задачи опережающего развития. Весь вопрос – в адекватности этих задач.

      Власть (политика) данного Проекта, как это видится в перспективе, разделяется на государственную и партийную. Государственная, являющаяся вертикалью Советов, непосредственно решает экономические вопросы. Партийная решает кадровые. Адекватность политических решений зависит от идеологии и культуры, от понимания и трансляции смыслов бытия.

      Культура является пролетарской, то есть она рассматривает историю, как освобождение трудящихся от власти капитала и построение бесклассового общества. Ценностями культуры является полноценное развитие человека и покорение материальной природы…

 

(1) Структура общества

 

      Структура общества простая: трудящиеся, трудовая и техническая интеллигенция, государственные и партийные служащие (работники)

 

(2) Отношение к естественным социальным стратам (группам): родовым и профессиональным

 

      Эти страты не задействованы в социальной системе и механизмах Проекта.

 

(3) Установки отношений между личным и общим в разных социальных сферах

 

      Здесь, как и говорили, постоянный приоритет коллектива. Приоритет общих интересов воспитывается и на уровне субъекта. Диалектика отношений «Я» и «Мы» рассматривается теоретически, как база коллективности.

 

(4а) Принципиальный образ экономики; источник и особенность её динамики в представлении Проекта

 

      На уровне основных факторов экономики можно выделить:

1 - государственное управление государственной (общенародной) собственностью,

2 - монополия во внешней торговле и денежном обращении (двух-контурном),

3 - планирование всего хозяйственного комплекса, прежде всего в натуральных показателях,

4 - ценообразование для широкой доступности продукции и политика снижения цен,

5 - крупные промышленные комплексы, ТПК и самодостаточность экономики,

6 - поддержка кооперативных (артельных) форм производства,

7 - коллективистское стимулирование новаций

      Экономика имеет идеологическую основу; но решается рационально в рамках выше названных 7-ми пунктов. Целеполагание экономики строится планами развития с включением анализа потребностей населения, в том числе через кооперативный сектор.

      Динамика экономики строится на возрастании кооперативного сектора; но и происходит расслоение по доходам. Частный же найм запрещён.

      Цены, как закупочные, так и продажные, являются общими по экономике.[5] Их корректировка возможна решением местного государственного органа.

 

(4б) В чём основания и обоснование экономики

 

      Основанием, причиной функционирования экономики является представление о потребностях людей в динамике их развития, о защите страны и задач развития общества в целом. Это представление реализуется в государственных планах, которые являются законом; но имея средства автоматизации, показатели выстраиваются с обратной связью.

      Для общества в целом экономика является служебной. Она подчинена не просто политике авангарда, но долгосрочным планам развития, утверждаемым Верховным Советом.

 

(5) Особенности отношений собственности и Экономическая субъектность

 

      Частная собственность отсутствует. Управление общенародной собственностью осуществляет государство через кадровую политику, проводимую партией (авангардом). Природные ресурсы управляются государством.

      Кооперативная собственность, как соединение личных и привлекаемых средств, не имеет ограничений по масштабу производства и оборота. Государство выступает заказчиком и не вмешивается в их коллективную распределительную и управленческую политику. Кооперативы могут и сами выходить на внутренний рынок.

      Кооперативы выступают субъектами на уровне микро-экономики, а на общегосударственную политику влияют опосредованно, через свою продукцию.

 

(6) Способ (форма) получения и распределения благ. В том числе особенности распределения основных общественных ресурсов: информации и дохода.

 

      В государственных предприятиях работники являются наёмными и получают зарплату. В кооперативах являются совладельцами и получают долю дохода по общему решению (Уставу). Предприятия имеют равный доступ к кредиту государственных банков.

      Имеются общественные фонды, к которым имеют доступ все граждане. Из сэкономленных средств формируются фонды поддержки рационализаторов и членов его коллектива. Патенты открыты для использования с выплатой вознаграждения по нормативам от получаемого результата.

      Информация максимально открыта. Нет коммерческих тайн. Существует ответственность за искажение информации.

 

(7) Использование социальной цикличности и заложенное отношение к насилию

 

     Нет представления о социальной цикличности. Насилие между людьми порицается, максимально защищены дети, женщины, старики. Но коллективы имеют определённые права в отношении своих членов.

 

(8) Иные особые формы организации, социальные технологии, меры принуждения

 

      …

 

2.2. Формирование органов управления и субъект властных полномочий

 

(1) Принципиальный образ власти; источник и особенность её динамики в представлении Проекта (в декларации и реализации)

 

      Существует 3 основные ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и кадрово-идеологическая (партийная). Все кадровые вопросы согласуются с партией. Одним из направлений кадровой политики является чистка аппарата. Как идеолого-кадровое ядро, партия становится квази-орденом; и будущее становится зависимым от качества (и жертвенности) исполнения этого долга.

      В международных отношениях страну представляет, в качестве высшего уполномоченного лица, премьер-министр (председатель правительства, канцлер), выбираемый Верховным Советом.

 

(2) Иерархии и центры власти

 

      Иерархии существуют и функционально разделены. Как говорили выше, это 3 основных ветви. Партийная структура, отвечая за кадровые вопросы и аспекты долгосрочного целеполагания, является фактически орденской. Но структура не закрытая, и возможны переходы между ветвями (иерархиями). Две остальные иерархии тоже взаимодействуют между собой по уровням. Исполнительная власть избирается законодательной (советской). Центр власти, имеющий президентские полномочия отсутствует. Власть носит коллективный характер.

      В Проекте Технократического социализма (Богдановско-Ефремовского) отношение государства к религиям будет строиться по разделительной линии; подвергаясь, возможно, маргинализации. Изменение отношения к ним связано с пересмотром основ.

 

(3) Механизмы обсуждения/принятия стратегических решений

 

      В институтах ветвей власти, организуемых по своим полномочиям. Существуют 5-летние планы, принимаемые Верховным Советом. Долгосрочные планы принимаются при участии партийных структур.

 

(4) Социальный базис властной элиты,

 

      Самый широкий, но связан с партийными мероприятиями.

 

(5) Способ образования и переформирования органов власти, сроки полномочий,

 

      Для исполнительной и советской ветвей, обычно, 5 лет; и не имеет принципиального значения. Полномочия партийных органов управления определяются главным коллективным органом; вся информация открыта для общества.

 

(6) Принципы и меры ответственности,

 

      Основной принцип принятия решений – коллективность. Но ответственность персональная. Понятия номенклатуры не существует.

 

(7) Критерии качества управления и обеспечение этого

 

      Можно предположить, что главный критерий хорошего управления – это по уровням удовлетворение нужд людей; причём разные уровни отвечают за разный уровень этих нужд и в разной перспективе. Обеспечением качества управления является, прежде всего, кадровая политика.

 

 

2.3. Важные (системные) правовые и экономические аспекты и механизмы

 

      Коллективизм проходит главным принципом во всех социальных механизмах.

 

(1) Форматы и Механизмы справедливости

 

      Основной формат справедливости – это гарантируемое образование по призванию человека и возможность при поддержке государства реализовать свои профессиональные способности. Образование бесплатно, в трудоустройстве принимают участие специальные центры. Материальный фактор не является фактором справедливости; но частный наём запрещён.

 

(2) Обеспечение устойчивости отношений Центр-Периферия

 

      Административно-государственное устройство – унитарное, не федеративное. Верхние территории административного подчинения имеют размеры крупных природо-экономических регионов и одинаковы по своим правам. Национально-культурные особенности народов и их реализация имеют поддержку государства. Имеется единый государственный язык, русский. Но все языки на территориях компактного проживания их носителей имеют поддержку и реальную возможность развития по желанию этноса.

      Экономические и политические условия жизни – единые по стране. Социальное равноправие имеет реальные механизмы и находится в центре внимания власти.

 

(3) Аспекты единства экономического пространства и самостоятельности экономических субъектов (локальных экономических субъектов)

 

      Единство экономического пространства априори является таковым. Государство имеет единую экономическую политику и интегрировано на уровне общих планов.

      Локальными экономическими субъектами (ЛЭС) являются кооперативные предприятия. Денежная система является единой и строгой по возможности использования дублирующих обменных средств.

 

(4) Аспекты антиклановости и «социальных лифтов»

 

      Все предыдущие 3 пункта показывали через свои темы именно данные аспекты. Открытая социальная политика открывает всем гражданам самые широкие возможности участия в жизни страны.

 

(5) Отношение к прибыли

 

      Очевидно, что понятие и механизм прибыли существует. Но ценообразование регулируется государством. И межотраслевой баланс также учитывает здесь определённые нормативы. Но и очевидно, что это не системные, не упорядоченные действия. И предмет постоянного спора секторов экономики.

 

(6) Обменный и инвестиционный механизмы

 

      Обменная технология – стандартная для индустриального социализма, двух-контурная денежная система. Инвестиционная политика осуществляется в рамках безналичного контура. Главные вопрос – выработка и согласование планов развития.  Очевидно, что это происходит в рамках функционирования интегральной по экономике информационной системы. О конкретных механизмах учёта интересов ЛЭС сказать сложно.

 

(7) Подходы к решению вопросов качества

 

      Очевидно, качество, как общее отношение к деятельности, будет выходить на важное место. Но что и как конкретно в Проекте «Технократический социализм» это бы решалось, сказать трудно.

 

 

2.4. Мотивация к трудовой деятельности

 

      Действуют и моральные, и материальные стимулы. Уважение в коллективе, и возможность при этом реализовать свои возможности, способности, всё это имеет значение и поддерживается. Интерес в успехе – общий. Результаты оценивает и руководство, и коллектив.

      Человек выбирает своё дело сугубо по своим мотивам – что он хочет от жизни. А со всех сторон звучит – «призвание». Мотивация так называемого непрестижного труда тем, что «любой труд уважаем» и соответствующе материально поддерживается.

 

(1) Особенности формирования и действия трудовых коллективов

 

      Эти особенности формируются, прежде всего, формами собственности. И они характерны для наёмных работников государственных предприятий и работников кооперативов. Нет ограничений и по любым иным формам трудовых коллективов.

 

 

2.5. Важные социальные аспекты

 

(1) Количественные социальные измерители

 

      Специальные такие измерители, влияющие на оценку деятельности власти, не предусмотрены.

 

(2) Конкретные особенности в Образовании, Науке, Здравоохранении

 

      Отличие от «бюрократического социализма» заключается в том, что императивная установка на рост знания и коллективизм создаёт разные новые организационные формы в данных отраслях. Что задаёт и определённую самостоятельность, предохраняет от начётничества.

 

(3) Конкретные особенности семейной политики

 

      Семья – ячейка общества, и получает всяческую социальную поддержку.

 

(4) Национальная политика: свойственная системно или проектная

 

      Национальная политика не имеет специальных форматов, а проводится в рамках системы в целом. В частности, как это описано в пункте 2.3.2.

 

(5) Особенности Судебной системы

 

      Суд – выборный, подотчётный соответствующему уровню Советов. В работе принимают участие народные заседатели.

 

 

2.6. Факторы обеспечения технического прогресса

 

      Прежде всего идеологическая, политическая установка. Уважение новаторов и реальное их (и его коллектива) вознаграждение в зависимости от эффективности решения. Опережающее и постоянное финансирование фундаментальных и прикладных исследований. Соответствующее воспитание в школе.

 

(1) Процессы проектирования и планирования развития

 

      Соответствующие институты работают во всех 3-х ветвях власти. В отличие от «бюрократического социализма» и в развитие его в системе приветствуется и учитывается инициатива снизу. Возможны интегративные и согласительные структуры. Всё происходит в рамках 5-ти летних и долгосрочных планов.

 

(2) Особенности инновационного развития

 

      Существуют различного рода школы и кружки, прививающие знания, навыки, вкус инновационной деятельности. Они связаны с государственными фондами финансирования новых разработок.

 

 

2.7. Область ответственности государства, особенность реализации триады «Человек-Общество-Государство»

 

      Государство играет центральную роль, но оно не настолько всеобъемлющее, как в «бюрократическом социализме». Вопрос об изменении, эволюции отношений в данной триаде не стоит.

 

(1) Практические аспекты экологической политики (Ресурсо- и природо-сбережение)

 

      Здесь принципиальных отличий от «бюрократического социализма» нет.

 

 

 

    3. Устойчивость Проекта

 

      Цель Проекта, которую условно можно назвать, как «преображение человека и вселенной», предполагается достигать через «коллективность» и «творчество». Следующий уровень решения – это «организация» и «образование». Вообще, «социализм» – это организация и образование (подтверждая и переформулируя известные фразы о значении электрификации и постоянной учёбы).

      В процессе же реального строительства и организации начинают складываться 2 возможных осложнения, 2 чреватости. Это – расслоение по доходам (с сложностью дальнейшего инвестирования больших средств в рамках кооперативного хозяйства) и наличие одного кадрового центра, партийного. Это приводит к неустойчивости и определённым бифуркациям в развитии.

      И третий – более рабочий – фактор требует постоянных организационных усилий, это освободившееся рабочее время и его использование для личностного развития…

 

 

3.1. Факторы, обеспечивающие устойчивость Проекта

 

      Безусловно, это: (1) – реальный коллективизм, поддерживаемый всеми социальными механизмами, и (2) – действительное знание, мировоззрение, объединяющее людей. Причём они имеют критический характер, то есть их жизненность, их соответствие вызовам и практике жизни прямо замкнуты на состояние устойчивости.

      Свобода создания творческих групп и гибкая их поддержка (от результата) – 2 стороны жизненности коллективизма. А мировоззрение и преподаваемое знание не может быть догматическим.

      Следующим важнейшим фактором является самая широкая социальная база заинтересованных в успешности Проекта.

     Освобождающееся время людей может играть и дестабилизирующую роль, и может быть фактором устойчивости и роста – в зависимости от его использования. Этот фактор со временем становится ключевым.

 

(1) Опорные социальные конструкты (форматы, институты, отрасли и т.п.) Проекта, работающие на устойчивость и развитие

 

      Во-первых, образование и всеобъемлющее, открытое знание, в том числе действительного устройства общества и работы коллектива.

Во-вторых, постоянная работа партии по чистоте и качествам кадрового состава руководителей.

 

 

3.2. Возможные разлагающие аспекты, противодействующие идее Проекта

 

      Главное, что подвергает Проект сомнению и испытанию, это проявление таких качеств человека, как индивидуализм, потребительство (гонка за статусными вещами), начётничество в результатах, безответственность, разрушение мечты, замыкание в настроении общества на сиюминутных удобствах и на превосходстве. А также орденский принцип партийной иерархии.

      Основная причина недовольства – расслоение в доходах и возможностях. Кадровые же ошибки (и последствия зажима отдельных людей) массами граждан не воспринимаются (представляются недоразумениями); и так – до момента уже проявления негативных, разрушительных обстоятельств. То есть общество может «проворонить» накопление негативных тенденций.

 

 

3.3. Меры преодоления разложения и недовольства

 

      Перечисленные разлагающие аспекты по-своему системны для этого Проекта, то есть они проявляются фактически с неизбежностью – в силу разного уровня людей и эволюции самого Проекта. Весь вопрос – в выработке и трансляции противостоящих смыслов и механизмов, но внутри Проекта их нет. Они исходно не присущи Проекту. Противоядие – в привнесении такой культурно-мировоззренческой основы, которая по-иному выстроит (1) отношение к избыточным личным средствам и (2) механизмы кадрово-профессиональной политики, связанной с управлением.

 

 

 

    4. Эволюция Проекта

 

      У всякого явления (в т.ч. проекта) есть логика, диктуемая собственными процессами. Вызовы партийной кадровой политики и расслоения в доходах, не оформленные, не обоснованные чёткими смыслами и не подтверждённые практикой, как раз и выводят социальную систему на точки более чёткого разрешения противоречий. Это происходит или зажимом одного, или жертвой другого.[6]

      В силу исходного, установочного технократизма Проекта можно предположить сохранение этого базового свойства и подхода. И тогда, в обстоятельствах снижения романтики покорения и некоторого консервирования своего пространства, форма Проекта будет дрейфовать в сторону государства-концерна. Вплоть до некоторой формы орденского фашизма; когда начнёт закрепляться некая иерархия. Другое дело, что пронизывающая рационалистичность не очень сходится с русским культурным архетипом

      Противоядием такого хода вещей являются всеобъемлющее и открытое гуманитарное знание, снижение императива технического развития, переход к более целостным смыслам социальности в взаимосвязи с человеком.

 

4.1. Объективные материальные и мировоззренческие факторы (не политические), ограничивающие реализацию проектного идеала

 

    Осваиваемое пространство должно постоянно увеличиваться, знание должно возрастать, герои должны находить свой путь и путь общества. Застой, непонятность пути, растерянность общества и потеря консолидации – исходные враги этого Проекта. Мировоззрение – общее – должно иметь подтверждение; причём это относится и к «атеизму», как «опоре на свои силы без привлечения Божественного», который исходно находится в истоках Проекта.

 

 

4.2. Отличия от идеала начального этапа реализации идеи. Особенности переходного периода.

 

      Для исторического социализма условия начала строительства в изоляции, но в большой стране являются стандартными. Таковыми они являются и здесь. Дальнейшее разворачивание показано в известном «сталинском социализме».

 

 

4.3. Мероприятия, способствующие приведению Проекта к идеалу

 

      Проект сразу создаёт формы своего идеала и развивается в развитии этих форм и создании новых – вслед познанию и освоению окружающего мира. Сама эволюция Проекта ставит вопросы нового качества (в проблемах п.3.2.). Следовательно, соответствие Проекта его идеалу в новых внешних обстоятельствах зависит от степени адекватности мировоззрения и верности элит заявленным идеалам.

 

 

 

4.4. Предполагаемый итог предельного развития исходной идеи Проекта. Разрушаем ли Проект, каковы обстоятельства его прекращения (возможно ли прекращение цели или возможности её достижения)?

 

      Напомним идею Проекта о сверхчеловечестве и о покорении миров и веков. И здесь существует вопрос о беспредельной глубине мира и бесконечности мира. Эти вопросы, предполагаемые в силу технократичности Проекта чисто количественными, способны поставить перед аксиомами Проекта качественные вопросы о сути и смысле Бытия – с пересмотром аксиоматики. И это – через переосмысление места/роли человека – будет означать новый Проект. Но может быть и закрывающее решение, описанное в начале этого Раздела (госконцерн и/или фашизм). Здесь многое зависит от элиты и от архетипов.

      То есть идея сверхчеловечества требует конкретизации формата её реализации, её понимания.

      В процессе эволюции Проекта возникают и политические проблемы. Они связаны с неизбежным напряжением между линиями государственной (управленческо-экономической) власти и идеолого-кадровой власти – в силу определённой искусственности разнесения функций и сложности ответственного воссоединения целостности в отсутствие Рефери.

      Проект разрушаем. Расшатывание может произойти постепенно, но быстро – при внесении растерянности и потере веры в «количественные идеалы» (п.3.2.). Сама по себе цель – бесконечна, но понимание её зависит от глубины понимания мира.

 

 

4.5. Какие черты личности данный Проект стимулирует, а какие подавляет?

 

      Да, Проект стимулирует и реально поддерживает лучшие качества человека, как Человека. Но могут быть внесены нюансы в понимание самих этих качеств в случае создания, например, государства-корпорации; когда «коллективизм» начнёт меряться интересами «концерна», со сдвижкой и остальных смыслов.

 

(1) Согласуется ли это с гуманистическим концептом п.1.1?

 

      Да.

 

(2) Какое реальное отношение к человеку и какого человека формирует Проект? Какие вызовы для человека?

 

      Проект подавляет проявление ресентимента; но зависть вполне проявляема.

Отношение к человеку, как к творцу общей судьбы, и в этом отношении формируется ответственный человек. Но вызовы существуют. И это реальный вызов индивидуализма и разрушающих кадровых решений.

 

 

 

    5. Выводы

 

      Будущее Проекта не определённо. Партия занимает ключевую позицию в расстановке фигур; и это значит нет защиты от «Горбатого». Определённый бюрократизм партии будет вступать в противоречие с энергией индивидуальных накоплений. И это потребует определённости в приоритетах… (см. начало Раздела 4).  Какой будет сделан выбор по верности идеалам и эффективности – зависит от цивилизационных кодов данной страны/народа.

      С этим связан и вопрос о гибкости управления, о подстраиваемости под обстоятельства при верности главной цели. Как будут решены общественное целеполагание и своевременное варьирование способов развития?

      В управленческом плане, в прикладной части «технократический социализм», конечно, решит вопрос создания гибкой и верифицированной по всем элементам согласованности изменений, то есть создаст необходимую информационную систему. Но вот концептуальную проблему отсутствия мистической связи с народом не решит; не на то настрой, на технические аспекты. Образ будущего, конечно у него есть, но такой же механистичный, обезличивающий.

      «Нивелировка личности в коллективе вела к безлико серой эмпирической реальности <случившегося> социализма, которая не выдерживала сопоставления с броской ярмаркой-биржей капитализма. Это было неизбежно, и причина такого поражения – неправильное понимание Личности. Сама идея Личности, будучи творением мистической христианской мысли, никогда не была доступна рациональному Просвещению. С точки зрения христианской онтологии, Личность не есть часть, личность сама есть целое, сама есть Космос…» (В.М.)

      Во многом ТС – это переходная форма. Принципиально переход может быть в одну из двух линий: (1) государство-корпорацию (с гражданами-акционерами), и «далее» – в зависимости от архе-типов, и (2) – через осмысление основ Бытия – в новый Проект по отношению между «Я», «Мы» и Абсолютом.

      Вообще, «люди капитализма» – это акционеры, отсюда и «нация», как объединение собственников, соседей. «Люди действительного социализма» – это общинники, отсюда сверхнациональные объединения; но, что важно, целостных людей.

      В человеке всегда живут 2 силы, создающие потенциал действия: индивидуальность и коллективность, свобода и справедливость, честь и долг, самостоятельность и состоятельность. Невозможно выбрать что-то одно. А главное, и не нужно; потому что даны вместе, правильны вместе, естественны вместе, и это так – когда человек есть над ними в третьем. От начала времён они неразрывны в реальном, текущем, осмысливающем действии – когда человек в предстоятельности  к источнику всего. Человек в себе это вмещает, как целостность. Через своё призвание он конкретно реализует единство феномена человек/общество. Это и служит основой счастья[7] и анти-ресентимента; в других понятиях (элементах) это же целое строит и А.Богданов.

      Человек в своей целостности адекватен своей природе. А как быть с социальностью – когда её растащили на «либерализм» и «социализм»?... Понятно, что либерализм идёт в сторону фашизма. А социализм должен пойти в сторону консерватизма, традиционализма! Вот это и есть 2 итоговые альтернативы – по форме... Но ещё важно и содержание.

 

 

 

 

 

__ Приложение __

 

 

      Вклад А.Богданова – это наука об организации и самоорганизации систем; где культура – это жизнестроение. И она же, культура, оформляет организацию (в том числе труда), то есть не находится в основе организации, а итожит; и в этом материализм Богданова. Наука Богданова – наука об устроении, «тектология[8]»; отсюда – рациональное конструирование и управление. Коллектив для него – это формат интеграции опыта в новое Единение и способ достижения нового социального качества в адекватном мировоззрении и деятельности. Сам Богданов считал своё мировоззрение «идеологией современного технического прогресса»…

      Несколько цитат из текстов А.Богданова (1873–1928):

«…Во всех сферах жизни социального целого дезорганизационный момент нарастает, принося, в своих бесчисленных проявлениях, колоссальную и постоянно прогрессирующую растрату социальной энергии. Этим ставится тектологическая задача нашей эпохи. …Системное расхождение означает возрастание организационных различий между частями целого, увеличение тектологической разности. Это и есть основа противоречия.

…Самосознание работника есть сознание себя живым звеном великого всепобеждающего целого. Это – гордость Коллектива, которою должны быть проникнуты каждый шаг, каждая мысль работника, гордость, которая должна быть его неизменной опорою и верховным контролем. Она отвратит его от всего мелкого и пошлого, от всего, что недостойно творческой миссии человека. Это – надёжная магнитная стрелка, прямо направляющая работника на путь к высшему.

…В новом обществе, где исчезает разъединяющая сила конкуренции и классовой борьбы, {72} исчезает и та психология разъединения, в которой личность противопоставляет себя со своими целями и интересами другим личностям и всему обществу. Сознавая себя интегральной частью великого целого, живя непрерывно единой с ним жизнью, человек утратит даже представление об эгоистических, узко индивидуальных целях.

…Идея целого прежде всего и постоянно должна выступать с полной отчётливостью, должна проводиться от начала и до конца, чтобы никогда не теряться в частностях. Цельного человека надо создавать уже в ребёнке.»

 

 

      Из текста В.Можегова о «социализме Богданова».

https://vz.ru/opinions/2017/4/13/862330.html

 

      «…От ортодоксальной линии Ленина группа А.Богданова отличалась гораздо менее революционными и гораздо более эволюционистскими взглядами на настоящее и будущее социализма.

      Если для Ленина Революция была неким высшим императивом, которому должно быть подчинено все, то Богданов и Луначарский ставили в центр своего мировоззрения прежде всего культуру.

      С их точки зрения, прежде чем совершать революцию, пролетариат должен культурно созреть, иначе как же, не преобразив себя, ему удастся преобразить мир?

       Понятно, что у Ленина, относившегося к пресловутой «диалектике» как к некой волшебной палочке, которая сама собой преобразует мир, стоит лишь совершить революцию, мысли этой группы товарищей вызывали лишь приступы ярости.

      …Человечество, по мысли Богданова, развивается по пути бесконечной гармонизации. Однако идти по ступеням гармонизации можно лишь постепенно, путём культурного созревания (то есть путём не столько революции, сколько эволюции).

       Какова же конечная цель нового общества? Эта цель – преображение человечества и вселенной. Не случайно свою программную статью 1904 г. «О собирании человека» Богданов предварял цитатой из Ницше: «Человек – мост к сверхчеловеку».

      Через двадцать лет в статье «Законы новой совести» Богданов (по необходимости меняя терминологию, но не суть своих идей) будет говорить о той же цели, указывая на некую далекую точку, в которой человечество постигнет все тайны «жизненной организации», где «разорвутся» все границы между живым и неживым и где «ничто в природе уже не будет чуждым человечеству», а «нити коллективной воли и мысли свяжут воедино весь мир».

      Эти «нити коллективной воли», сложившись в единый пучок энергии, способны будут в конце концов преодолеть и законы природы, гравитации и проч. и, наконец, даровать человечеству бессмертие – такова была последняя мысль Богданова.

      …Представим себе Государство, обращённое, по сути, в один огромный Университет, в котором происходит таинственный процесс претворения ветхой человеческой природы в природу новую... Величественную пирамиду всеобщего познания, всецелого совершенства, устремлённую туда, где «не будет больше ни преклонения, ни служения, …но лишь сознание великого всепобеждающего целого», и где на вершине познания для всего человечества загорится ослепительная звезда бессмертия...

      Поистине, это была дерзкая историческая задача, решимость сформулировать и взять на себя дело выполнения которой сразу выдаёт русского человека.

      И, разумеется, во всем этом почти нет и следа марксизма. В проекте Богданова можно увидеть, скорее, продолжение идей традиционного русского космизма и всеединства, вековечной русской мечты от «Слова о Законе и Благодати» и «Троицы» Рублёва до «Памятника» Пушкина включительно.

      …Конечно, советскому мифу многого недоставало и, прежде всего, осознания понятия Личности, слишком нивелированной в социалистическом коллективе. Но настоящее понимание личности столь же мало известно и либерализму (обращающему ее в эгоистичную, замкнутую саму на себя, атомизированную индивидуальность).

      Обнаружить подлинное достоинство Личности можно только в христианстве (которое и открыло само понятие личности). Для нахождения же точных отношений между Личностью и Общностью необходимо возвращение к глубинам христианской мистики.»

 

 



[1]   Для более глубокого обозначения линий Богданова и Ленина в конце, в приложении приведён отрывок из текста В.Можегова.

[2]   Ленин – практик.  Содержание, мотив Ленина – Политика, Власть. Его марксизм – это революционная практика; отсюда и его «диалектика», как в т.ч. оправдание «разностороннего», результативного действия. И тем более становится вся его теория из Практики – когда он соединился с Властью.

      Потому до 1917 года он громил оппонентов, как материалист-экономист-интернационалист, но после претерпевает становление в сторону реальной империи (пролетариев); естественно, с бюрократическим (партийным) аппаратом. Троцкий же, не получив власть, остался (внешне) в линии ортодоксального, спекулятивного марксизма. Ленина нельзя к чему-то основательно «прислонить», это он сам это что-то «прислоняет». Причём – он чувствовал – ему не хватало марксизма, который он именно любил; потому он и направил в Европу (Д.Б.Рязанов-Гольдендах) искать все рукописи «основоположников», из которых потом и создался Институт марксизма-ленинизма.

      Весь действительный Ленин – это 6 лет жизни 1917-1923. До 17-го его дискурс и соответственно логика – это марксизм и лидерство (авторитет). После 17-го его дискурс и логика – Власть и новая Россия… И он шёл от роли русских, как средства в «демиургическом процессе» революции – он так понимал, но не ведая того, действовал «куда надо» и столько «сколько надо»… Ленин – проводник Великого перелома России (тем и «матери-истории ценен»).

[3]    Конечно, это была борьба не собственно с бюрократами, как людьми. Он боролся с врагами государства/социализма/своей власти, как их понимал; то есть с «чужими» бюрократами. И он всё же боролся с системой (пытался), по крайне мере ставил так задачу – в рамках общей задачи переформатирования власти под новое и уже наступавшее будущее... Как представляется, он не был представителем, главковерхом «обособленного класса» (В.Т.)...

[4]     Социализм, каким он состоялся – это юноша, устремлённый вперёд и заменивший почву своего рождения на некий идеал; обычно, рафинированный, как Эллада в сравнении с русской деревней. Социализм обрёл энтузиазм строительства нового, небывалого мира. Он взял на вооружение вдохновение, порыв равенства, в т.ч. национального. Социализм, вообще, как идеальная система, отвергал энергии этноса, энергию глубинных национальных архетипов. И оказался неправ – перед жизнью. А фашизм сделал ставку именно на это, на национальную солидарность; и подключил огромный резервуар энергии.

      Оторвавшись от народного тела, воспаривший в эмпиреи дух, необременённый действительными заботами о жизни, а то есть увлечённый своими представлениями, он порождает абстракции и химеры.

      Образ будущего у всех реальных социализмов (после появления этого слова) уходил куда-то в бесконечность мечты «красивого, совершенного человека»; и зависал там без реального понимания его энергий, его полной и целостной природы…

[5]   В ТС кооперативы – часть системы, органическая часть; а не параллельность в секторах обслуживания населения для расшивания узких мест потребления. То есть они находятся в технологических цепочках. Потому – в едином планировании. Но и правила для всех кооперативов (как одного сектора) должны быть общими. Тогда придётся и ценовую политику делать общей. Но тогда и процедуры формирования цен будут другими, согласовательными и в чём-то рамочными…

[6]   Есть 2 способа разрешения противоречий: одного за счёт другого в плоскости их противостояния (как здесь) или же, поднявшись в смыслы над ними, с выходом из постановки столкновения и разрешением самой их задачи.

[7]    Вообще, установка Проекта на счастье может быть кем-то «оформлена», как «право на счастье». Но это – не общественное дело. Это – драма жизни человека, его бытия, его роста, роста смыслов. Его перехода от детского счастья к взрослому, от получения к отдаванию, к созиданию жизни, к задаванию её качества и своего итога, к своей равновесности и новой самореализации…

      С определённого этапа жизни быть счастливым – это уже обязанность...

[8]    «Тектоника» - восходящая, возводимая, выделяющаяся в элементах конструкция целого; зримое силового каркаса… Исходная тектоника общества – это Страум, или Целое «Культура-Политика-Экономика». За силовым каркасом, видимым мастером, следует уплотнение; отсюда – «плотник» или «тектонъ», и «архи-тектор». (И вспомним, что Иосиф, отец Иисуса был плотник...)

Авторизация

Поиск по сайту

Посетители